Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма», прикрываемая фальшивым флагом борьбы за демократию...».43 Это было резким изменением характера идеологической работы в отноше нии к германскому фашизму. Известно, что с момента прихода Гитлера к вла сти в Германии руководство Советского Союза относилось весьма насторожен но к гитлеровскому режиму. Это проявилось даже в осуществлении внутренней политики, в частности, в отношении к советским немцам: летом 1934 г. нача лась их паспортизация, а с января 1935 г. их стали отселять из западных облас тей СССР. Очевидно негативным было отношение к фашисткой Германии и фашизму вообще в связи с событиями в Испании во время гражданской войны там. К концу 30-х годов у советских людей крайне негативным было отношение к на- ционал-социализму как явлению враждебному. «Краткий курс ВКП(б)» содер жал резко отрицательную характеристику гитлеровской партии.44 В стране ве лась антифашистская пропаганда. Дети в нашей стране играли в коммунистов и фашистов. В тирах мишенями были фигуры с фашистской свастикой.4 И вдруг резкий поворот. Упомянутое выступление Молотова стало своего рода идеологическим указанием для средств массовой информации. Слово фа шист исчезло из печати вообще. Другие руководители страны в своих выступ лениях утверждали идею дружественных отношений с Германией. В частности, А.А. Жданов после оккупации гитлеровцами Норвегии говорил: «Приятнее, по лезнее и ценнее иметь под боком не антисоветских англо-французских союзни ков с намерением напасть либо на Германию, либо на Ленинград, ... а страну, которая с нами в дружественных отношениях».46 Такого рода переориентация сбивала людей (особенно, молодых) с толку, становилась причиной того политического инфантилизма и благодушия, кото рые отмечались у части молодежи уже в годы войны 47 Известны случаи, когда учащиеся старших классов слушали передачи фашистских радиостанций и рас пространяли их содержание среди населения. В одной из школ Кировской об ласти была создана группа «198 батальон дивизии СС Бранденбург», члены ко торой имели билеты с фашистской свастикой, при встрече приветствовали друг друга так, как это был принято в немецкой армии, распространяли антисовет ские листовки.48 Случаи использования нацистской символики были зафиксированы в ряде школ блокадного Ленинграда. Учащиеся 8-10 классов почти не учились, среди них было распространено приветствие «Хайль!» с поднятием правой руки «по- гитлеровски», ими распевался фашистский гимн» и т.д. Там же были обнару жены листовки с призывами к сопротивлению власти.49 Обязательный 43См.: Правда. 1988 20 июня ОбЛЭСТНОЙ Э К З в М П Л Я р ' Краткий курс ВКП(б). М., 1938. С. 289. 45Симонов К. Глазами человека моего поколения. М., 1988. С. 67. 46 Отечественная история. 1993. № 1. С. 27. 4 См.: Михайлов Н. Комсомол в дни отечественной войны//Большевик. 1942 №1 С 51 "ЦХДМО.Ф. 1.0П .7.Д . 86.Л. 100. . , q г п | \ | 49Ломагин НА . Неизвестная блокада. Кн. 1. СПб., 2004. С. 404. О __ \Д | Мурманска* областям 1 yuMBei'rviь ия аа* ч тя ои >аиогека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz