Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

В школе - убирать помещения, производить мелкий ремонт, заготовлять топливо, убирать школьный двор, строить физкультурную площадку, оборудо­ вать пионерскую комнату и т.д. Пионеры должны помогать семьям фронтовиков, работать в детских яслях и садах».41 Фактически в этом постановлении были определены все основные виды общественно полезной деятельности школьников, в которые в годы войны во­ влекались школьники. Они были важным средством их патриотического воспи­ тания и одновременно - проявлением гражданской сознательности подрастаю­ щего поколения. Воспитание учащихся в духе патриотизма становилось в условиях войны основной морально-политической задачей. Ее реализации должно было способ­ ствовать преподавание всех школьных предметов. Известно, что особой силой воспитательного воздействия на учащихся обладают предметы гуманитарного блока. Вот почему при всех изменениях, вносившихся в учебный план, в нем в годы войны не сокращалось время, отводимое на изучение истории, Конститу­ ции СССР, литературы, родного языка, хотя в содержании и были произведены серьезные изменения, о чем будет сказано далее. Большое внимание в годы войны уделялось воспитанию у школьников не­ нависти к врагу, посягнувшему на свободу их страны, несшим смерть родным, близким. Ненависть к поработителям, борьба с ними - это активное выражение патриотизма. Организуя работу в этом направлении, учительство ориентирова­ лось на высказанную ранее Лениным мысль, что людей надо информировать о вражеских злодеяниях, рассказывать о грабежах и насилии. Осведомление на­ рода об этом надо поставить во главу всей агитации и пропаганды.42 Такой подход к освещению событий был характерен для периода Великой Отечественной войны. Это было тем более необходимо, что советские дети к началу войны знали Германию Маркса и Энгельса, Карла Либкнехта и Розы Люксембург, Эрнста Тельмана и рабочих Рура, знали ее как страну, славив­ шуюся давними революционными традициями. Они знали Германию, давшую миру Гете, Бетховена, других выдающихся деятелей науки и культуры. Значительно меньше советские люди знали о той Германии, где господ­ ствовала фашистская диктатура. В предвоенные годы было мало антифашист­ ской литературы и фильмов, антигитлеровская пропаганда почти не велась, а накануне войны вообще прекратилась. После подписания 28 сентября 1939 г. договора о дружбе и границах между СССР Германией были дезавуированы все прошлые антифашистские идеологические установки. А целый ряд заявле­ ний, сделанных от имени Советского Правительства В.М. Молотовым букваль­ но накануне войны, внесли сумятицу в сознание многих людей. Например, в одном из заявлений говорилось: «...Не только бессмысленно, но и преступно 41 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 9. Л. 5. 42Ленин В.И. Все на борьбу с Деникиным /Письмо ЦК РКП(большевиков) к организациям партии // Полн.собр.соч. Т. 39. С. 47. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz