Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

войны против гитлеровской Германии, уяснить великие освободительные цели Великой Отечественной войны против врага человечества - гитлеризма».38 Эту же задачу учителя должны были решать и во внеклассной работе с учащимися. В частности, при организации занятий географических кружков предлагалось уделять особое внимание вопросам политической географии, ко­ торые помогали бы учащимся лучше понять характер первой и особенно второй мировой войны. При этом нужно было добиваться, чтобы полученные знания учащиеся распространяли среди родных и знакомых, детей и взрослых, помогая им разо­ браться в характере происходящих событий.35 Активизация и вовлечение школьников в разнообразную деятельность по пропаганде политических знаний явилось характерной чертой их политического воспитания в военные годы. На протяжении всей войны важное место в воспитательной работе школы отводилось развитию у подрастающего поколения чувств патриотизма, воспи­ танию готовности вносить конкретный вклад в оборону страны, всеми возмож­ ными средствами приближать разгром фашистских агрессоров. Задачи этого направления воспитательной работы школы конкретизирова­ лись, уточнялись и менялись в зависимости от обстановки на фронте и местных условий. В самом начале войны они были сформулированы в обращении «Ко всем работникам просвещения РСФСР», принятом Наркомпросом РСФСР, Центральным Комитетом профсоюза работников начальной и средней школы, высшей школы и научных учреждений, детских садов и детских домов и опуб­ ликованном 2 июля 1941 г. 0 Обращение призывало учителей и учащихся проявить максимум твердо­ сти, организованности, оказывать повсеместную помощь колхозам и совхозам в проведении полевых работ и уборке урожая, овладевать основами противовоз­ душной, противохимической и санитарной обороны, разъяснять их населению. Вся эта работа рассматривалась как средство гражданского воспитания школь­ ников. Весьма жестко определялись воспитательные задачи в постановлении бю­ ро ЦК ВЖСМ «О крупных недостатках в работе пионерской организации и мерах по исправлению этих недостатков», принятом 15 сентября 1942 г. Под­ черкивая, что «одной из важнейших задач пионерской организации является воспитание пионеров и школьников в духе глубокой преданности своему наро­ ду, большевистской партии и страстной ненависти к врагам Родины», Цен­ тральный Комитет комсомола требовал от каждого пионера и школьника прак­ тическими делами доказывать свою любовь к Родине. «Каждый пионер должен работать, - говорилось в постановлении. - В доме - помогать по хозяйству, уби­ рать двор, пилить и колоть дрова, ухаживать за младшими, стирать, гладить, чинить белье. В сельском хозяйстве - выполнять и перевыполнять установлен­ ный для подростков минимум трудодней. 11См.: Программы средней школы. История СССР. Новая история. М., 1942. С. 17. См.: Внеклассная и внешкольная работа с учащимися в условиях военного времени. М., 1941. С. 4 6 40 См.: Учительская газета. 1941. 2 июля. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz