Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии, для побе­ ды».31 Военная обстановка выдвинула перед политико-воспитательной работой новые задачи. Очевидно, что обоснование проводившихся мероприятий искали в ленинских работах. Основным в перестройке работы в новых условиях стало ленинское требование - «Хотим мы этого или нет, но вопрос так поставлен: мы находимся в войне, и судьба революции решается исходом этой войны. Это должно стать первым и последним словом нашей агитации, всей нашей поли­ тической.. .деятельности».32 Главной задачей в условиях военного времени стала мобилизация физиче­ ских и духовных сил людей на защиту страны, на борьбу с немецко- фашистскими захватчиками. В ее достижении велика была роль школы, учите­ ля. Говоря об этом, Народный комиссар просвещения РСФСР В. П. Потемкин отмечал: «Никто теснее учителя не связан с народными массами... народный учитель проводит среди населения огромную просветительную и политическую работу... Or него требуют разъяснения смысла происходящих событий, целей нынешней войны, условий и перспектив борьбы с фашистскими варварами, пу­ тей, ведущих к скорейшей победе над врагом человечества».33 Руководство страны с учетом требований военного времени сформулиро­ вало основные задачи политической работы среди населения. Одной из них стало разъяснение характера и целей войны. При этом исходили опять-таки из указаний В. И. Ленина, в частности - о том, что «осознание массами целей и причин войны имеет громадное значение и обеспечивает победу».34 Эта идея нашла отражение в ряде программно-методических материалов наркомпросов, где, в частности, подчеркивалась необходимость приобщения учащихся к «марксистско-ленинскому учению о войнах справедливых и не­ справедливых». С этих позиций пересматривалось и содержание образования, прежде всего - исторического. Уже при изучении истории древнего мира в 5 классе ставилась задача «показать принципиальную разницу между войнами захватническими и войнами за национальную независимость».36 В 1941 году решением наркомпросов было увеличено количество часов на изучение тем, связанных с историей войн. Например, в 8 классе больше време­ ни, чем прежде, стало отводиться на изучение тем о русско-японской, первой мировой и гражданской войнах.37 В 10 классе была введена новая тема, специ­ ально посвященная Великой Отечественной войне. В ходе ее изучения стави­ лась задача показать учащимся, что вся внешняя политика СССР была направ­ лена к сохранению мира и добрососедских отношений с окружающими страна­ ми. Учащиеся должны были «понять, осознать характер, цели и особенности 51 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т. 6. С. 18. Ленин В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы 29 июля 1918 г. // Полн.собр.соч. Т. 37. С. 15. ' Потемкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования. М.-Л., 1947. С. 144. Ленин В.И. Речь на широкой рабоче-крестьянской конференции в Рогожско-Симоновском районе 13 мая 1920 г. // Полн.собр.соч. Т. 41. С. 121. 35 Центральный государственный архив Российской Федерации (далее - ЦГА РФ). Ф. 2306 ОП. 70 Д 2857 Л 50 36Там же. Д. 2847. Л. 94. 37 Там же. Д. 2678. Л. 130-131. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz