Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
визма».28 Таким образом, в начавшейся 22 июня 1941 г. столкнулись две не примиримых идеологии. В борьбе с фашистским режимом Германии испыта нию подверглась степень политической сознательности советских людей, вы росших при Советской власти. Идейная убежденность советских людей складывалась в предвоенные го ды. Новое сознание утверждалось и развивалось вместе с преобразованиями, происходившими в стране во всех сферах жизни. Этот факт является подтвер ждением мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями с их общественным бытом изменя ются также их представления, взгляды и понятия, - одним словом, их созна ние».29 В полной мере это относится к политическому сознанию. Считается, что политическая сознательность людей является важнейшим источником прочности государства. Эта мысль широко декларировалась в Со ветском государстве еще в довоенный период. В частности, В. И. Ленин гово рил, что «государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно».30 Однако в действительности это не реализовывалось в полном объеме. Более того, населе ние страны было лишено правдивой информации о делах в стране, в искажен ном виде им представлялась не только история страны, но и настоящая дейст вительность. В условиях военного времени проблема воздействия на политическое соз нание населения страны приобрела особую значимость. От этого зависело вы полнение не только конкретных приказов и распоряжений, но и реализация го сударственной политики в целом. Сознавая это, государство и все его институ ты усиливали идейно-политическую работу среди людей, в том числе и поли тическое воспитание подрастающего поколения. В обстановке войны, в которой решалась судьба отечества, росла полити ческая активность людей, их интерес к военно-политическому и международ ному положению страны. Война нарушила обычную жизнь, принесла тяжелые испытания и невзгоды. «Детвора, - вспоминала ветеран педагогического труда, бывшая учительница школы 36 г. Мурманска P.M. Решетникова, - все делила со взрослыми». Дети хотели, стремились во всем разобраться, осмыслить проис ходившие события, понять ход и перспективы борьбы с сильным и коварным врагом, определить свое место в рядах защитников Родины. Программа перестройки всей жизни страны на военный лад была изложена в директиве совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей. Среди прочих здесь ставилась задача подчинения всей идейно-воспитательной работы интересам защиты советской Родины, и говорилось о необходимости «сплотить весь народ вокруг Коммунистической партии, вокруг Советского 21Документы и материалы кануна второй мировой войны. М., 1948. С. 16. 25Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. 2-е изд. Т. 4.С. 445. к Ленин В.И. Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября) //Полн.собр.соч. Т. 35. С. 21. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz