Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ной подготовки педагогических кадров. Например, в Амурской области Рос сийской Федерации только 10 процентов учителей имели высшее образование, незаконченное высшее - менее 15 процентов, среднее педагогическое - 50, и 26 процентов учителей имели незаконченное общее среднее образование."1Можно полагать, что такое положение дел было.характерным для всех регионов стра ны. Для сравнения можно привести данные по другим республикам Советского Союза. Например, из 30 тысяч учителей Узбекистана в 1944 г. 10 тысяч не име ли даже законченного общего среднего образования.22 В Казахстане только чет верть учителей имели высшее образование.23 В школах Украины в том же 1944 г. работало 63 тысячи учителей, у многих из которых опыт работы ограничи вался 2-3 годами.24 Вместе с тем, государство предпринимало возможные усилия для повыше ния статуса учительства. В 1943 г. в среднем более чем на 50 процентов была увеличена заработная плата учителей. Для реализации этого правительственно го решения только в Российской Федерации были выделены во втором полуго дии 1943 г. дополнительно 500 млн. руб.25 По нормам снабжения промышлен ными и продовольственными товарами учителя были приравнены к категории рабочих промышленности, транспорта и связи26. Были приняты другие меры по обеспечению бытовых условий учителей! Тогда же, в 1943 г., Совет народных комиссаров РСФСР учредило звание Отличника народного образования. Боль шое число учителей (более 5 тысяч только по Российской Федерации) 14 де кабря 1944 г. были награждены орденами и медалями Советского Союза. Очень важным шагом в повышении и статуса учительства, и его квалифи кации стало принятие Совнаркомом РСФСР в 1944 г. положения об институтах усовершенствования учителей. В годы Великой Отечественной войны учителя страны проявили высо чайшую степень гражданственности, сознание ответственности за судьбу стра ны и ее будущее - детей. Учитель был едва ли не самой популярной фигурой в годы войны. Великая Отечественная война была не только самым крупным военным столкновением различных государств, это было столкновение также различных культур и, что не скрывалось, различных мировоззрений: гитлеровское коман дование вело речь не только о разгроме Красной Армии, но, прежде всего, - ис коренении коммунизма.27 Это вполне соответствовало политическому курсу, который проводился западными державами. Так, английский министр лорд Га лифакс на встрече с Гитлером говорил, что «в результате уничтожения комму низма в своей стране он преградил путь последнему в Западную Европу, и по этому Германия по праву может считаться бастионом Запада против больше 21 Развитие народного образования в Амурской области. Благовещенск, 1968. С. П . 22 ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 216. Л. 82. 23 Там же. Д. 212. Л. 88. 24 Там же. д. 214. Л. 50. 25Учительская газета. 1944. 8 марта. 36Паначин Ф.Г. Школа и общественный прогресс. М., 1983. С. 31. См.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: Сб.материалов: В 3-х тт. М., 1965. Т. 1. С. 413. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz