Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ной подготовки педагогических кадров. Например, в Амурской области Рос­ сийской Федерации только 10 процентов учителей имели высшее образование, незаконченное высшее - менее 15 процентов, среднее педагогическое - 50, и 26 процентов учителей имели незаконченное общее среднее образование."1Можно полагать, что такое положение дел было.характерным для всех регионов стра­ ны. Для сравнения можно привести данные по другим республикам Советского Союза. Например, из 30 тысяч учителей Узбекистана в 1944 г. 10 тысяч не име­ ли даже законченного общего среднего образования.22 В Казахстане только чет­ верть учителей имели высшее образование.23 В школах Украины в том же 1944 г. работало 63 тысячи учителей, у многих из которых опыт работы ограничи­ вался 2-3 годами.24 Вместе с тем, государство предпринимало возможные усилия для повыше­ ния статуса учительства. В 1943 г. в среднем более чем на 50 процентов была увеличена заработная плата учителей. Для реализации этого правительственно­ го решения только в Российской Федерации были выделены во втором полуго­ дии 1943 г. дополнительно 500 млн. руб.25 По нормам снабжения промышлен­ ными и продовольственными товарами учителя были приравнены к категории рабочих промышленности, транспорта и связи26. Были приняты другие меры по обеспечению бытовых условий учителей! Тогда же, в 1943 г., Совет народных комиссаров РСФСР учредило звание Отличника народного образования. Боль­ шое число учителей (более 5 тысяч только по Российской Федерации) 14 де­ кабря 1944 г. были награждены орденами и медалями Советского Союза. Очень важным шагом в повышении и статуса учительства, и его квалифи­ кации стало принятие Совнаркомом РСФСР в 1944 г. положения об институтах усовершенствования учителей. В годы Великой Отечественной войны учителя страны проявили высо­ чайшую степень гражданственности, сознание ответственности за судьбу стра­ ны и ее будущее - детей. Учитель был едва ли не самой популярной фигурой в годы войны. Великая Отечественная война была не только самым крупным военным столкновением различных государств, это было столкновение также различных культур и, что не скрывалось, различных мировоззрений: гитлеровское коман­ дование вело речь не только о разгроме Красной Армии, но, прежде всего, - ис­ коренении коммунизма.27 Это вполне соответствовало политическому курсу, который проводился западными державами. Так, английский министр лорд Га­ лифакс на встрече с Гитлером говорил, что «в результате уничтожения комму­ низма в своей стране он преградил путь последнему в Западную Европу, и по­ этому Германия по праву может считаться бастионом Запада против больше­ 21 Развитие народного образования в Амурской области. Благовещенск, 1968. С. П . 22 ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 216. Л. 82. 23 Там же. Д. 212. Л. 88. 24 Там же. д. 214. Л. 50. 25Учительская газета. 1944. 8 марта. 36Паначин Ф.Г. Школа и общественный прогресс. М., 1983. С. 31. См.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: Сб.материалов: В 3-х тт. М., 1965. Т. 1. С. 413. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz