Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ли возможности продолжать учебу, и дети отсюда были направлены в другие города Мурманской области.17 Сотни тысяч детей приняли на свои землю Узбекистан, Казахстан, тыло вые области Российской Федерации. В ряде районов Кировской, Ивановской областей РСФСР и Узбекистане были открыты детские дома для латышских де тей; на Урал были вывезены дети Нарвского, Байварского и Каагверского дет ских домов Эстонии и т.д. За годы войны не только резко сократилось число школ и их численность, но и изменилось соотношение между школами различных типов. Сокращение школьного фонда, контингента учащихся, недостаток педагогических кадров привели к укрупнению семилетней и средней школы. Необходимость прибли зить школы к детям вызывала в условиях войны рост числа начальных школ. В некоторых регионах Казахстана открывались так называемые «кочующие шко лы», которые в зимнее время работали на зимовьях, а весной и летом передви гались вместе с животноводами. В проблему небывалой сложности превратилась в годы войны материаль но-техническое обеспечение школы. Резко нарушилось планомерное снабжение школ учебниками. Если до войны издавалось 60 млн. экземпляров учебников, то в 1942 г. - 13 млн. Даже первой книги учащегося - букваря - в ряде мест приходилось меньше 0,4 букваря на класс. В связи со значительным сокраще нием тиражей изданий учебников наркомпросы устанавливали твердую развер стку снабжения ими школ, принимали меры к сохранению и использованию учебников, уже побывавших в пользовании другими учениками. Хотя промышленность страны работала главным образом на оборону, в годы войны было налажено централизованное и местное производство школь ного оборудования, школьно-письменных принадлежностей, тетрадей и т.д. О многом говорит следующий факт. Единственное предприятие, производившее в нашей стране стальные перья, которыми тогда писали ученики, находилось в Ленинграде. Специальным решением правительства его оборудование вывезли из блокированного города в глубокий тыл, где в 1943 он возобновил производ ство перьев для ученических ручек.18 С началом Великой Отечественной войны остро встала проблема нехватки школьных учителей. В Российской Федерации число учителей сократилось с 670 тыс. 807 в последнем довоенном учебном году до 429 тыс. 706 в 1943/1944 учебном году.19 Возможно, эти данные далеки от действительности: по имею щимся другим данным, всего в стране (СССР) в 1944 г. насчитывалось 540 ты сяч учителей.20 Многие учителя были призваны в действующую армию, пере водились на другую работу, уходили в партизаны и т.д. Заметно возросло число женщин-учителей (с 58 на 1.01.1940 г. до 70 процентов на 1.01.1945 г.). В годы войны снизился уровень общеобразовательной и профессионал ь- 17Государственный архив Мурманской области (далее - ГАМО). Ф. П-323. On. 1. Д. 124. J1. 43 |! Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко педагогическое исследование. М., 1984. С. 42. 19Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. М., 1970 С 23-24 20 ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 216. Л. 12. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz