Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

акцией на протестные действия учащихся. Так, например, в Черкесской гимна­ зии ученик в присутствии учителя повесил на портрет Гитлера дубинку с над­ писью «Вот что он нам принес». Учитель жестоко избил мальчика.14 Обучение в «народных школах» велось по «исправленным» учебникам: тексты, иллюстрации, отражавшие жизнь советского государства, заклеивались или вырывались. Зато разрешалось использовать учебники, выходившие до 1914 г. Некоторые учебники были специально подготовлены для использования в новых условиях. В Риге в 1942 году были изданы школьные учебники по рус­ скому языку. В учебнике «Родной язык» содержались тексты, носившие оче­ видную идеологическую направленность. Ряд из них был посвящен ре­ лигиозным праздникам («Рождество», «Пасха», «Христос Воскрес»), Нередко встречались антисоветские пословицы типа: «Лучше своя малая доля, чем кол­ хозное поле». На страницах учебника пропагандировалось «беззаботное детст­ во» в Германии (текст «Дети в Германии»). Для того чтобы расположить совет­ ских детей к русским эмигрантам, печатались рассказы о горькой доле послед­ них (текст «На чужбине»). Даже в этом учебнике авторы — А.Я. Флауме и М.И. Добротворская - проявили определенную степень протеста против «онемечивания» населения страны, выходцами из которой они, по всей вероятности были. Эти учебники содержали тексты ряда эмигрантских писателей и поэтов (И. Шмелев, И. Бу­ нин, А. Ремизов, К. Бальмонт, Д. Мережковский). Комментариев не требова­ лось — русская литература сама способна объяснить, зачем надо любить и за­ щищать Россию. Характерна и цитата К.Д. Ушинского в том же учебнике: «От­ нимите у народа все, и он все может воротить, но отнимите язык — и он нико­ гда более не создаст его». При этом редкими были упоминания о национал- социалистской Германии и о немцах вообще. Так, например, в книге для третьего года обучения из 68 текстов только два связаны с Германией. Можно считать, что образовательная политика фашистов была нацелена на искусственное занижение культурного уровня народов СССР, уничтожение це­ лых пластов культуры. Школа рассматривалась как инструмент онемечивания и подготовки покорной дешевой рабочей силы. Явная антинародная и антигу­ манная направленность этой политики фашистов вызывала массовый бойкот ее со стороны населения, о чем свидетельствуют многочисленные факты нежела­ ния советских людей отдавать своих детей в школы, организуемые фашистами. Война разрушала школьную сеть страны. В тяжелейшей обстановке начала войны многие школы, детские дома переводились в тыловые районы. Около 600 школ с контингентом в 63 тысячи дет.ей были эвакуированы из угрожаемых районов РСФСР в глубинные области.15 Около полумиллиона детей было эва­ куировано из Ленинграда.16 Осталось всего три школы в Мурманске - средняя, неполная средняя и начальная. Однако в 1942-1944 гг. в работе школ Мурман­ ска был перерыв: участившиеся налеты вражеской авиации на Мурманск не да­ 14ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 300. Л. 82. Потемкин в.п. Статьи и речи по народному образованию. С. 153. Романова Е.П. Деятельность Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся по эвакуации детей в годы Великой Отечественной войны // Труды Сев.-Запад заоч.политехн.ин -та. Т. 3. Л., 1968. С. 24. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz