Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ставилась задача «перевоспитать их и влить в их научный багаж свежую струю чистой от марксизма науки».9 По данным O.JI. Сорокиной, в «народных школах» Орловщины работало 1910 человек из 13 076 учителей области; в Ставрополье — 1000 человек из 12000 учителей края; в Воронежской области — 411 человек; в Черкесии — 90.10В исследовании Н.А. Лагина «Неизвестная блокада» приводятся данные о сотрудничестве учителей различных районов Ленинградской области с фаши­ стским режимом. В целом, по его данным, из 2035 учителей, работающих в районах, подвергшихся оккупации, проживало на территории противника 685, из них 328 сотрудничали с немцами и финнами." Оккупационные власти стремились привлечь учителей в «народные шко­ лы» различными материальными стимулами. Зарплата устанавливалась в раз­ мере ставок Наркомпроса, которая выдавалась как в марках, так и советскими деньгами. Учителя, работающие в «народных школах», могли иметь большие земельные участки под огород и получали хлебный паек (300 граммов). Новая власть установила жесткий идеологический контроль за деятельно­ стью учителей «народных школ». Они были обязаны посещать курсы перепод­ готовки, где им читали лекции на темы: «Культура Германии», «Народное об­ разование в Германии», «Что такое национал-социализм?», «Большевизм и ев­ рейство», «Биография Адольфа Гитлера». В административном порядке пред­ писывалось избегать всякой «большевистской тенденциозности».12 Среди основных мотивов, толкавших бывших советских учителей в «на­ родные школы», было полуголодное существование, боязнь угона на работы в Германию, страх репрессий против близких. Работать заставляли и чисто ре­ прессивными мерами. Часть учителей «народных школ» использовали статус учителя как «крышу» в своей фактической работе на советские спецслужбы, партизан и подполье. Многие учителя остались верны коммунистическим убеждениям, другие не шли работать в школу в знак протеста против жестокой оккупационной по­ литики. Так, в деревне Гоголино Молвотицкого района Калининской области немецкий офицер долго убеждал учительницу Майорову в непобедимости гер­ манской армии и величии фюрера. В заключение он предложил ей сказать «Хайль Гитлер!». Она, смеясь, ответила: «Я не знаю Гитлера и говорить ему «хайль» не могу. Я знаю «Хайль Сталин!». Офицер вспыхнул и хлопнул две­ рью. После этого инцидента школа была закрыта, а Майорову стали преследо­ вать. В этой же деревне пожилая учительница-орденоносец Татьяна Александ­ ровна Крыманова отказалась преподавать за деньги и продукты, заявив одно­ сельчанам, что скорее умрет с голода, но «к немчуре» за хлебом не пойдет».13 В «народных школах» были введены телесные наказания. Они были и ре­ ’ Ломагин Н.А. Указ. соч. С. 508. 10Сорокина О.Л. Деятельность комсомола по осуществлению курса партии на восстанонление общеобразова­ тельной школы в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийных и комсомольских организаций освобожденных районов РСФСР). Дисс. ...канд. ист. н. М., 1990. С. 88. " Ломагин Н.А. Указ. соч. С. 509. 12 Константинов С. Хайль Сталин! // Родина. 2002. № 10. С. 54. 15Там же. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz