Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
чтобы все преподавание в школе было «проникнуто духом уважения к герман ской армии-избавительнице и благодарности освободителю фюреру - Гитле ру», как говорилось в инструкции школам Кавминводовской группы. Обраща ясь к учителям одной из школ Пятигорска, комендант города говорил: «Вы должны выкорчевать из голов детей все советское, воспитать послушных уче ников, готовых своим трудом отблагодарить фюрера».7 В качестве основного предмета в народных школах вводилось преподава ние религии. Гитлеровским идеологам казалось, что именно религиозное вос питание сможет изжить большевизм, проводимый в советской школе через гу манитарные предметы. В октябре 1942 г. в школы территорий, которые были оккупированы, на пример, группой армий «Север», поступило большое количество новых учеб ников. Среди них «Наставления о законе Божьем» протоиерея А.Темномерова, а также учебник по истории М. Агапова, «освобожденный» от большевистских принципов. Основной книгой в школе становилась Библия. Введение преподавания религии не дало оккупационному режиму пози тивного результата. Религиозное сознание не могло быстро пустить корни в стране, где более 20 лет проводилась мощнейшая атеистическая пропаганда. Атеизм стал одним из проявлений саботажа населением школьной политики оккупационных властей. В сентябре 1942 года Центральный штаб партизанско го движения отмечал в своем анализе положения населения на оккупированных территориях Белоруссии и в ряде регионов северо-запада РСФСР, что школы, в которых «основным предметом является закон божий», закрывались из-за «от сутствия желающих учиться». Главной же целью образования в «народных школах» была подг отовка мо лодежи к физическому труду на производстве. Говорилось об этом весьма за вуалировано: «Старшие школьники, закончившие 4 класс, должны привлекать ся ... для общественных работ».8 Отношение населения оккупированных территорий к школьной политике Третьего рейха было, как правило, либо негативным, либо безразличным. По пытки оккупационных властей силой или хитростью вынудить родителей отда вать своих детей в школы, как правило, не удавались. Особо следует остановиться на вопросе об учительских кадрах для школ в оккупированной зоне. Очевидно, что открытие школ на оккупированных терри ториях увязывалось исключительно с переквалификацией советских учителей в духе национал-социализма. В самом начале Великой Отечественной войны Ми нистерство по делам оккупированных восточных областей специально указы вало на то, что в Остланде следует стремиться к быстрому восстановлению школьного преподавания, если в распоряжении имеются подходящие и надеж ные преподаватели. Но немецкое командование признавало наличие проблемы в этой связи, поскольку приходится иметь дело с учителями, «воспитанными на марксист ской идеологии советских школ». Поэтому еще до начала занятий летом 1942 г. 7 ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 6. д. 300. Л.79. s Ломагин Н.А. Неизвестная блокада. Кн. 1. СПб., 2004. С. 507.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz