Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.
В. Э. Черник Слово о педагогической культуре 107 их контакты, взаимодействие с зарубежьем. Вернув шись оттуда на заре обменов, один из студентов поделился в разговоре со мной: «Именно там, да леко за океаном, я проникся идеями патриотизма. Столкнувшись не в кино, а в реалиях с тем образом жизни, взаимоотношений людей, лишаешься иллю зий, бережнее и уважительнее относишься к оте чественному». Одновременно идет усвоение обще человеческих ценностей. Чаще студенты, побывав шие за рубежом, говорят о толерантности как со ставляющей человека нового поколения. И не толь ко говорят, а ведут себя соответственно принципам толерантности, давая порой ее уроки своим настав никам, находящимся порой в плену стереотипов. Многое в процессе приобщения студента пе дагогического вуза к профессиональной культуре зависит от характера взаимоотношений, которые устанавливаются между преподавателем и студен тами в процессе их совместной многоплановой де ятельности. Заходя в учебную аудиторию, кого мы видим перед собой? Праздный вопрос? Отнюдь. Один стиль взаимоотношений возможен в слу чае, если сидящих в аудитории перед собой препо даватель воспринимает исключительно как милых, обаятельных молоденьких девушек и юношей. То гда зачастую неделовые отношения грозят перейти в панибратство, а в будущем могут быть воспро изведены в форме так называемой «потешающей педагогики», о разлагающей опасности которой пи сал К. Д. Ушинский (См.: «Труд в его психическом и воспитательном значении»). Если воспринимаем сидящих перед собой толь ко как студентов, то и стиль отношений соответ ствующий. Особенностью его является высокая сте пень формализации, преобладание статусного ха рактера взаимоотношений: вы—студенты, я —пре подаватель; вы обязаны, а я право имею. Как прави ло, отношения такого рода складываются у препо давателя, ограничивающего свое взаимодействие со студентами лишь собственно преподаванием. Вне аудиторная их жизнь, волнения, мысли по поводу той же студенческой весны, театральной постанов ки, посвящения в студенты или последнего звонка — да мало ли составляющих студенческой жизни! — «сфера не наших профессиональных интересов». Все это —«ваши проблемы, решайте сами: учить ся вы сюда пришли или развлекаться». В ходе проводившегося анкетирование студен тов выяснялось, воспринимают ли они место, где учатся, как «образовательное учреждение —дом» или как «образовательное учреждение —фабрика», для которого как раз характерно отчуждение участ ников процесса, видение в студенте винтика про цесса обучения («все хорошо в институте, не было бы еще студентов!»). К сожалению, часть студен тов воспринимают свой вуз как «образовательное учреждение-фабрика», говоря о безразличии и фор мализме части своих преподавателей. Нужны ли еще примеры в дополнение приведен ным выше? К сожалению, далеко не все преподава тели знают, чем живут и увлечены их студенты вне пределов учебной аудитории. И даже не интересно, чему они выучились и в чем нас превзошли? Зато могут публично, со всей мощью своей филологиче ской подготовки сказать активному студенту: «Да от вас за версту общественностью воняет!». Студент он, ведь, что? Он права не имеет, ибо тварь дро жащая... Вопросы, вопросы, вопросы... А ответ — в плоскости «параллелизма»: студент и преподава тель зачастую сами по себе, в автономном плавании, в непересекающихся параллелях. Тоже культура — равнодушия, отторжения... И ее может усвоить зав трашний учитель. К своим детям-внукам того же отношения хотим? Самым оптимальным, соответствующим совре менным тенденциям гуманизации и персонализа ции образовательного процесса (если под этим под разумевать и обучение, и воспитание), представля ется взгляд на партнера в этом процессе как на ЧЕЛОВЕКА. У него одновременно много ролей. Воспринимать его в этом множестве, раскрываясь одновременном самому, и силой своей влюблен ности в избранное дело, жизнь в разных ее про явлениях вызывать встречную влюбленность —это и будет тем самым основным средством форми рования у студента —будущего учителя —его мо дели профессиональной деятельности, профессио нальной культуры. Представляется, точно подметила в своем вы ступлении на одной из конференций, посвященной итогам педагогической практики в школе, весьма самостоятельно и порой неудобно для части препо давателей мыслящая студентка: «...в ходе практики мы невольно воспроизводили предлагаемое и усво енное нами здесь, в стенах института. Если нас не отпускает на перемену преподаватель, торопящий ся на подработки, и мы сидим в непроветренной аудитории, то и в школе мы не торопились со звон ком дать своим ученикам возможность отдохнуть, забывали, что у них могут быть свои проблемы — для них значимые! —и не проветривали душные ка бинеты. Если здесь нам дают задания на дом, не соотнося с тем, какова наша нагрузка по другим дисциплинам, то и мы в школе старались задать побольше, забывая, что рабочий день современно го школьника доходит до 11 часов. В результате по кругу пошло не добро, как в повести Селинджера, а нечто иное, что в какой-то момент пронзило сты дом, вызвав желание измениться самим и изменить ситуацию». У этой студентки, у кого-то из других студентов возникло желание изменить ситуацию к лучшему, утвердить в практике своей работы идею Я. А. Ко- менского о том, что «школа должна быть мастер ской гуманности». Стать разделенной и материали зоваться эта идея может при условии приятия ее всеми причастными к делу обучения и воспитания. В этой связи в заключение представляется уместным вновь обратиться к словам К. Д. Ушин- ского: «Нет сомнения, что многое зависит от об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz