Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.

В. Э. Черник Слово о педагогической культуре 107 их контакты, взаимодействие с зарубежьем. Вернув­ шись оттуда на заре обменов, один из студентов поделился в разговоре со мной: «Именно там, да­ леко за океаном, я проникся идеями патриотизма. Столкнувшись не в кино, а в реалиях с тем образом жизни, взаимоотношений людей, лишаешься иллю­ зий, бережнее и уважительнее относишься к оте­ чественному». Одновременно идет усвоение обще­ человеческих ценностей. Чаще студенты, побывав­ шие за рубежом, говорят о толерантности как со­ ставляющей человека нового поколения. И не толь­ ко говорят, а ведут себя соответственно принципам толерантности, давая порой ее уроки своим настав­ никам, находящимся порой в плену стереотипов. Многое в процессе приобщения студента пе­ дагогического вуза к профессиональной культуре зависит от характера взаимоотношений, которые устанавливаются между преподавателем и студен­ тами в процессе их совместной многоплановой де­ ятельности. Заходя в учебную аудиторию, кого мы видим перед собой? Праздный вопрос? Отнюдь. Один стиль взаимоотношений возможен в слу­ чае, если сидящих в аудитории перед собой препо­ даватель воспринимает исключительно как милых, обаятельных молоденьких девушек и юношей. То­ гда зачастую неделовые отношения грозят перейти в панибратство, а в будущем могут быть воспро­ изведены в форме так называемой «потешающей педагогики», о разлагающей опасности которой пи­ сал К. Д. Ушинский (См.: «Труд в его психическом и воспитательном значении»). Если воспринимаем сидящих перед собой толь­ ко как студентов, то и стиль отношений соответ­ ствующий. Особенностью его является высокая сте­ пень формализации, преобладание статусного ха­ рактера взаимоотношений: вы—студенты, я —пре­ подаватель; вы обязаны, а я право имею. Как прави­ ло, отношения такого рода складываются у препо­ давателя, ограничивающего свое взаимодействие со студентами лишь собственно преподаванием. Вне­ аудиторная их жизнь, волнения, мысли по поводу той же студенческой весны, театральной постанов­ ки, посвящения в студенты или последнего звонка — да мало ли составляющих студенческой жизни! — «сфера не наших профессиональных интересов». Все это —«ваши проблемы, решайте сами: учить­ ся вы сюда пришли или развлекаться». В ходе проводившегося анкетирование студен­ тов выяснялось, воспринимают ли они место, где учатся, как «образовательное учреждение —дом» или как «образовательное учреждение —фабрика», для которого как раз характерно отчуждение участ­ ников процесса, видение в студенте винтика про­ цесса обучения («все хорошо в институте, не было бы еще студентов!»). К сожалению, часть студен­ тов воспринимают свой вуз как «образовательное учреждение-фабрика», говоря о безразличии и фор­ мализме части своих преподавателей. Нужны ли еще примеры в дополнение приведен­ ным выше? К сожалению, далеко не все преподава­ тели знают, чем живут и увлечены их студенты вне пределов учебной аудитории. И даже не интересно, чему они выучились и в чем нас превзошли? Зато могут публично, со всей мощью своей филологиче­ ской подготовки сказать активному студенту: «Да от вас за версту общественностью воняет!». Студент он, ведь, что? Он права не имеет, ибо тварь дро­ жащая... Вопросы, вопросы, вопросы... А ответ — в плоскости «параллелизма»: студент и преподава­ тель зачастую сами по себе, в автономном плавании, в непересекающихся параллелях. Тоже культура — равнодушия, отторжения... И ее может усвоить зав­ трашний учитель. К своим детям-внукам того же отношения хотим? Самым оптимальным, соответствующим совре­ менным тенденциям гуманизации и персонализа­ ции образовательного процесса (если под этим под­ разумевать и обучение, и воспитание), представля­ ется взгляд на партнера в этом процессе как на ЧЕЛОВЕКА. У него одновременно много ролей. Воспринимать его в этом множестве, раскрываясь одновременном самому, и силой своей влюблен­ ности в избранное дело, жизнь в разных ее про­ явлениях вызывать встречную влюбленность —это и будет тем самым основным средством форми­ рования у студента —будущего учителя —его мо­ дели профессиональной деятельности, профессио­ нальной культуры. Представляется, точно подметила в своем вы­ ступлении на одной из конференций, посвященной итогам педагогической практики в школе, весьма самостоятельно и порой неудобно для части препо­ давателей мыслящая студентка: «...в ходе практики мы невольно воспроизводили предлагаемое и усво­ енное нами здесь, в стенах института. Если нас не отпускает на перемену преподаватель, торопящий­ ся на подработки, и мы сидим в непроветренной аудитории, то и в школе мы не торопились со звон­ ком дать своим ученикам возможность отдохнуть, забывали, что у них могут быть свои проблемы — для них значимые! —и не проветривали душные ка­ бинеты. Если здесь нам дают задания на дом, не соотнося с тем, какова наша нагрузка по другим дисциплинам, то и мы в школе старались задать побольше, забывая, что рабочий день современно­ го школьника доходит до 11 часов. В результате по кругу пошло не добро, как в повести Селинджера, а нечто иное, что в какой-то момент пронзило сты­ дом, вызвав желание измениться самим и изменить ситуацию». У этой студентки, у кого-то из других студентов возникло желание изменить ситуацию к лучшему, утвердить в практике своей работы идею Я. А. Ко- менского о том, что «школа должна быть мастер­ ской гуманности». Стать разделенной и материали­ зоваться эта идея может при условии приятия ее всеми причастными к делу обучения и воспитания. В этой связи в заключение представляется уместным вновь обратиться к словам К. Д. Ушин- ского: «Нет сомнения, что многое зависит от об­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz