Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.
106 Современные проблемы педагогики, психологии, истории ских объединениях студентов, рожденных их соб ственной инициативой или при косвенном воз действии преподавателей, как бы спровоцировав ших их появление. Такими в Мурманском госу дарственном педагогическом университете стали ТОФИЯ (творческое объединение факультета ино странных языков), КЛЮП-студия (клуб любителей песни), СоСТ (содружество студентов-театралов), театр «ЗАВАРКА», родившийся на базе редколле гии студенческой газеты «Планета МГПУ» и др. Эти и другие коллективы при взаимодействии с об ластным комитетом по делам молодежи возроди ли традиции шефства над воинами, организовав в 2001 г. долгосрочную акцию «Студенты Мурма- на—солдатам срочной службы». Выезды в отдален ные воинские гарнизоны с концертами, сбор и пере дача книг солдатам и матросам позволяют не толь ко продемонстрировать делом отношение к людям, чей труд сегодня посвящен защите Родины. Эта дея тельность направлена на раскрытие творческого по тенциала студентов, создает условия для разнооб разного общения, способствующего объединению студентов различных факультетов и вузов, форми рованию духа товарищества, сотворчества, стано вясь ресурсом развития молодежной политики в ре гионе. Не случайно эта акция была названа мини стром образования одной из лучших инициатив сту денчества, рекомендованной к распространению. Студенты, стремясь противодействовать распро странению наркотиков, СПИДа, создали при вза имодействии с Мурманским городским Центром анти-СПИДа организацию ОАЗИС (общество ак тивных заинтересованных инициативных сочув ствующих), проводят профилактическую работу как среди студентов, так и в школах, содейству ют проведению областной антинаркотической ак ции «SOS!». Студенты университета становились инициаторами и участниками областных и между народных проектов: празднование Международного дня студентов «Виват, гаудеамус!», Татьянин день, Намоднение (конкурс молодежных проектов одеж ды), международный молодежный поезд культуры, областная неделя молодежи и студентов, спортив ный фестиваль университетов и т. д. Вся эта деятельность, особенно когда наряду со студентами в ней деятельно участвуют преподава тели, является составной частью профессиональ ной педагогической подготовки. Это и есть та самая животворящая сила, которая единственно и может формировать личность учителя-воспитателя, при нимающего ребенка как основную ценность, зна ющего и умеющего создать условия для его полно ценного развития. В воспитании нет мелочей. Здесь всё так или иначе влияет на формирующуюся личность. Ко гда речь заходит о неразвитости политического со знания и политической активности студенчества, естественным образом возникает вопрос об исто ках этих явлений, о нашей —педагогической —роли в этом. Некоторое время назад к автору этих строк при шли студенты с предложением воссоздать комсо мол. Вопросительный взгляд, видимо, побудил ре бят уточнить: ну, если не комсомол в том виде, как он когда-то был, то организацию. Очевидно, в ней была и есть потребность. Запретив комсомол в об разовательных учреждениях, «в один день» прика зав жить долго каким бы то ни было студенческим организациям, власти, а с ними и педагоги, способ ствовали «опассивливанию» студенчества. Стрем ление к объединению подвело студентов к созданию своей организации. Они просили нашей педагоги ческой поддержки, рекомендаций; но со стороны тогдашнего руководителя получили отказ, более то го, прозвучала угроза расстаться с институтом, да еще из профсоюза пообещали исключить. И этот факт можно рассматривать как прояв ление уже упомянутого педагогического парадокса: выиграв, казалось бы, у студента, педагог на са мом деле проиграл. Созреет ли новый студент до идеи организации? Сумеет ли педколлектив вызвать и поддержать стремление новых студентов к само управлению? Будет ли это самоуправление в по мощь администрации по дисциплинированию или же это будет самоуправление как способность сту дентов самостоятельно организовывать свою жизнь в гармонии собственного «Я» с интересами других людей? Вопреки скептикам и тогдашним против никам студенческую организацию удалось создать, и уже 10 лет Студенческий Альянс Мурманской области (САМО) активно участвует в жизни края. А если бы отступили, «забоялись»?.. В этой связи следует упомянуть о таких со ставляющих социализации, как, с одной стороны, социальная адаптация, и, с другой,—социальная автономизация личности. Решение задач социаль ной адаптации и социальной автономизации регу лируется кажущимися противоречивыми мотивами: «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Дан ное противоречие и порождает социальную актив ность личности, ориентированную на самоутвер ждение и самореализацию в существующей систе ме общественных отношений. Движущей силой та кой активности является комплекс мотивов соци альной деятельности, доминирующим в котором яв ляется мотив преодоления. Именно он является яд ром социальной направленности конкурентно спо собной личности, которая необходима в сегодняш них реальных условиях жизни. Подходить к ини циативным студентам, которые, находясь со всеми, стремятся оставаться самим собой, с позиции кри тики их за карьерные амбиции, здоровые амбиции — значит, подрывать их инициативу, желание деятель ности, индоктринировать в их сознание преслову тое «в мои года не должно сметь свое суждение иметь» и «не высовываться!», которое по наслед ству будет передано новым поколениям. Тоже соци ализация, тоже тип культуры... Другой важный путь формирования профессио нальной культуры студентов педагогического вуза —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz