Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.

106 Современные проблемы педагогики, психологии, истории ских объединениях студентов, рожденных их соб­ ственной инициативой или при косвенном воз­ действии преподавателей, как бы спровоцировав­ ших их появление. Такими в Мурманском госу­ дарственном педагогическом университете стали ТОФИЯ (творческое объединение факультета ино­ странных языков), КЛЮП-студия (клуб любителей песни), СоСТ (содружество студентов-театралов), театр «ЗАВАРКА», родившийся на базе редколле­ гии студенческой газеты «Планета МГПУ» и др. Эти и другие коллективы при взаимодействии с об­ ластным комитетом по делам молодежи возроди­ ли традиции шефства над воинами, организовав в 2001 г. долгосрочную акцию «Студенты Мурма- на—солдатам срочной службы». Выезды в отдален­ ные воинские гарнизоны с концертами, сбор и пере­ дача книг солдатам и матросам позволяют не толь­ ко продемонстрировать делом отношение к людям, чей труд сегодня посвящен защите Родины. Эта дея­ тельность направлена на раскрытие творческого по­ тенциала студентов, создает условия для разнооб­ разного общения, способствующего объединению студентов различных факультетов и вузов, форми­ рованию духа товарищества, сотворчества, стано­ вясь ресурсом развития молодежной политики в ре­ гионе. Не случайно эта акция была названа мини­ стром образования одной из лучших инициатив сту­ денчества, рекомендованной к распространению. Студенты, стремясь противодействовать распро­ странению наркотиков, СПИДа, создали при вза­ имодействии с Мурманским городским Центром анти-СПИДа организацию ОАЗИС (общество ак­ тивных заинтересованных инициативных сочув­ ствующих), проводят профилактическую работу как среди студентов, так и в школах, содейству­ ют проведению областной антинаркотической ак­ ции «SOS!». Студенты университета становились инициаторами и участниками областных и между­ народных проектов: празднование Международного дня студентов «Виват, гаудеамус!», Татьянин день, Намоднение (конкурс молодежных проектов одеж­ ды), международный молодежный поезд культуры, областная неделя молодежи и студентов, спортив­ ный фестиваль университетов и т. д. Вся эта деятельность, особенно когда наряду со студентами в ней деятельно участвуют преподава­ тели, является составной частью профессиональ­ ной педагогической подготовки. Это и есть та самая животворящая сила, которая единственно и может формировать личность учителя-воспитателя, при­ нимающего ребенка как основную ценность, зна­ ющего и умеющего создать условия для его полно­ ценного развития. В воспитании нет мелочей. Здесь всё так или иначе влияет на формирующуюся личность. Ко­ гда речь заходит о неразвитости политического со­ знания и политической активности студенчества, естественным образом возникает вопрос об исто­ ках этих явлений, о нашей —педагогической —роли в этом. Некоторое время назад к автору этих строк при­ шли студенты с предложением воссоздать комсо­ мол. Вопросительный взгляд, видимо, побудил ре­ бят уточнить: ну, если не комсомол в том виде, как он когда-то был, то организацию. Очевидно, в ней была и есть потребность. Запретив комсомол в об­ разовательных учреждениях, «в один день» прика­ зав жить долго каким бы то ни было студенческим организациям, власти, а с ними и педагоги, способ­ ствовали «опассивливанию» студенчества. Стрем­ ление к объединению подвело студентов к созданию своей организации. Они просили нашей педагоги­ ческой поддержки, рекомендаций; но со стороны тогдашнего руководителя получили отказ, более то­ го, прозвучала угроза расстаться с институтом, да еще из профсоюза пообещали исключить. И этот факт можно рассматривать как прояв­ ление уже упомянутого педагогического парадокса: выиграв, казалось бы, у студента, педагог на са­ мом деле проиграл. Созреет ли новый студент до идеи организации? Сумеет ли педколлектив вызвать и поддержать стремление новых студентов к само­ управлению? Будет ли это самоуправление в по­ мощь администрации по дисциплинированию или же это будет самоуправление как способность сту­ дентов самостоятельно организовывать свою жизнь в гармонии собственного «Я» с интересами других людей? Вопреки скептикам и тогдашним против­ никам студенческую организацию удалось создать, и уже 10 лет Студенческий Альянс Мурманской области (САМО) активно участвует в жизни края. А если бы отступили, «забоялись»?.. В этой связи следует упомянуть о таких со­ ставляющих социализации, как, с одной стороны, социальная адаптация, и, с другой,—социальная автономизация личности. Решение задач социаль­ ной адаптации и социальной автономизации регу­ лируется кажущимися противоречивыми мотивами: «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Дан­ ное противоречие и порождает социальную актив­ ность личности, ориентированную на самоутвер­ ждение и самореализацию в существующей систе­ ме общественных отношений. Движущей силой та­ кой активности является комплекс мотивов соци­ альной деятельности, доминирующим в котором яв­ ляется мотив преодоления. Именно он является яд­ ром социальной направленности конкурентно спо­ собной личности, которая необходима в сегодняш­ них реальных условиях жизни. Подходить к ини­ циативным студентам, которые, находясь со всеми, стремятся оставаться самим собой, с позиции кри­ тики их за карьерные амбиции, здоровые амбиции — значит, подрывать их инициативу, желание деятель­ ности, индоктринировать в их сознание преслову­ тое «в мои года не должно сметь свое суждение иметь» и «не высовываться!», которое по наслед­ ству будет передано новым поколениям. Тоже соци­ ализация, тоже тип культуры... Другой важный путь формирования профессио­ нальной культуры студентов педагогического вуза —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz