Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.
В. Э. Черник Слово о педагогической культуре 105 полагает разрыв организаторской, обучающей, вос питательной деятельности педагога. Увы!—среди наших коллег еще немало считающих, что глав ное в подготовке учителя —сообщение ему суммы знаний, составляющих содержание предмета, кото рый он будет преподавать. Вот и совсем недавно на ученом совете, где обсуждались вопросы совер шенствования подготовки учителя, одна из уважае мых коллег прямо сказала: «Будут знать предмет— преподать уж как-нибудь сумеют». Можно горько вздохнуть — «как-нибудь »... Можно и продолжить — «кого-нибудь», имея в виду, что и это уже про ходила отечественная педагогика, когда она стала «бездетной», пережив на себе последствия печаль но известного постановления о педологических из вращениях. .. Беда заключается в том, что подготовка студен тов подчинена зачастую лишь кафедральным инте ресам: сохранение ставок, нагрузки. Это оборачи вается архаичностью подготовки студентов, пере насыщением и без того перегруженного учебной информацией содержания образования студентов. Меньшее внимание уделяется вопросам становле ния целостной личности будущего учителя. Такой ограничительный подход к содержанию педагоги ческой подготовки, конечно же, противоречит са мой сути профессиональной педагогической дея тельности. Следует обратить внимание на то, что усвое ние студентом того или иного типа педагогической культуры, та самая «инкультурация» существенным образом зависит от норм, которые приняты в обще стве и которые регулируют требования, предъяв ляемые обществом к личности, и обеспечивают ее адекватное включение в социальную деятельность. В данном случае —педагогическую деятельность. Нельзя в этой связи не сказать, что часть наших коллег с началом перестройки решила отказаться от воспитательной работы со студентами и от необ ходимости подготовки их самих к этой работе затем уже в качестве учителей в школе. Это было существенным просчетом. А еще — пренебрежением к урокам истории. В истории пе дагогики это уже было: великий Лев Николаевич Толстой в самом начале своей педагогической де ятельности горячо доказывал, что право школы— только учить, давать знания. Двадцать лет педаго гической деятельности и размышлений привели его к мысли, что обучать, не воспитывая, невозможно, что школа не может не влиять на характер поведе ния, взаимоотношений учеников, систему их ценно стей и т. п. Казалось, мысль о том, что школа—это место не только учебы, но —место жизни, утверди лась в сознании педагогов. Вовсе нет! Когда, например, в нашем вузе вводилась долж ность проректора по воспитательной работе, неко торые коллеги сочли, что главное теперь —под чинить себе студентов (почти по И. Ф. Гербарту: «подавить дикую резвость ребенка»). Кто-то по- прежнему предпочитает толковать воспитание как проведение мероприятий, чтение нотаций, устраи вание «чистки мозгов». Очевидно, смысл воспитательной работы не в подчинении, не в морализаторстве, а в создании условий для полноценного раскрытия потенциала личности, в организации среды, деятельности и об щения, в которых жизнь студента, его свободное время будет наполнено смыслом, пользой. А еще она предполагает предоставление студентам воз можности делать это по своему желанию, проявляя максимум инициативы. Воспитание —это и деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказа ние ей педагогической поддержки в самоформи- ровании своего образа, организация деятельности и общения, помогающих раскрытию и формиро ванию себя. Нелишне будет здесь заметить, что socializing американцы, например, используют ча ще и тогда, когда речь идет о communication. В этом смысле, бесспорно, что социализация осуществля ется и возможна только в процессе и вследствие общения. Поэтому весьма важным представляется характер, формы, содержание деятельности и обще ния студента педагогического вуза. В такой деятельности студент—будущий учи тель —усваивает и определенный тип и стиль пе дагогического поведения, педагогической культу ры. Даже если это не заявляется, такое воздействие неизбежно осуществляется —прямо или косвенно, открыто или скрыто. Почему и важна продуман ность системы воспитательной работы со студента ми. Воспитательная работа в вузе неизбежно долж на органично сочетать в себе учебную и внеучеб- ную деятельность. Очевидно, что основным звеном всей системы подготовки студента является учеб ный процесс, через элементы которого осуществ ляется и воспитание. Сила влияния личности пре подавателя на учащегося неоднократно подчерки валась в многочисленных трудах классиков педа гогики. Особенно она возрастает, когда преподава тель не ограничивает свое взаимодействие со сту дентом рамками только лишь формального, весь ма дистанцированного общения на лекции. Резуль таты опросов студентов, личный опыт и наблю дения свидетельствуют о потребности большин ства из них общаться с преподавателем за рамка ми учебных занятий. В этой связи весьма эффек тивным оказывается взаимодействие преподавате лей со студентами в организуемых кружках, клу бах, дискуссионных семинарах и т. п. Работа в них не только культивирует самостоятельность мышле ния, исследователя, не только формирует культуру учебно-исследовательской деятельности, культуру полемики, но знакомит самого будущего учителя- воспитателя с методикой организации подобной ра боты в школе. Значительные возможности для формирования профессиональной педагогической культуры буду щих учителей заложены в разнообразных творче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz