Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.
104 Современные проблемы педагогики, психологии, истории радигмы образования и при этом, проводя анкету, предваряют ее заявлением типа «А если кому не нравится, никто вас здесь не держит», и другие, приняв правила игры и рассчитывая «как-нибудь дотянуть» до диплома, заполняют анкету, угадывая желание проводящего анкету. Или, например, предложив список рефера тов, можно сопроводить его репликой «Выбирай те любой аспект проблемы», ориентированной на идею выбора, присущую педагогике сотрудниче ства. И создается ощущение протекания образо вательного процесса в реалиях педагогики диа лога, педагогики сотрудничества. И это побужда ет студента-пятикурсника, прошедшего все виды практики, прослушавшего все нормативные кур сы педагогики и психологии, других предметов, проявить самостоятельность. Но на этапе оценки преподаватель имеет право отойти от первоначаль ной идеи, воспринятой —по наивности!—студен том буквально как принцип сотрудничества, и вы разить сожаление, что в работе стоило рассмотреть идеи не этих, а тех —более близких преподавателю Имяреков. Давно известно, что самая страшная из всех вла стей—это власть педагогическая. Может быть, не случайно Э. Фромм относил педагогическую про фессию к разряду некрофильских? Биофильство провозглашается большинством, но реалии таковы, что стрессовой тактикой авторитарной педагогики студентов пытаются загнать в лоно гуманистиче ской парадигмы. На самом деле педагогика дикта та и унижения порождает в образовании ситуацию, которую называют лживой или, говоря мягче, ими тационной. За отсутствием пророков в родном отечестве и присущей в последнее время оглядкой на загра ницу, сопровождаемой тезисами о вхождении в ми ровое образовательное пространство, конвертируе мости дипломов, согласовании стандартов образо вания и т. п., обратимся к выводам группы экспер тов Всемирного банка, подготовивших доклад «Мо дернизация российского образования: достижения и уроки». В нем, в частности, говорится, что об разование должно ориентироваться на гибкость, самостоятельность, инициативность и инноваци онность выпускников. Должно! Звучит словно окрик от учительско го стола нерадивому ученику. Императив, ставший реалией наших дней? Легче от Солнца потребо вать: «Светить!». Сами по себе ситуации, приведен ные выше, вызывают желание разобраться в слу чившемся и еще раз подчеркнуть актуальность пе ревода измерений отечественного образования из плоскости «знаю» в плоскость «умею». Описанные выше частные, казалось бы, случаи вполне свиде тельствуют о нереализованности провозглашаемого компетентностного подхода в сфере педагогическо го образования. Данное требование нужно адресо вать, в первую очередь, преподавателю педагогиче ского вуза, где предполагается приобщение будуще го учителя к культуре педагогической деятельности. При всем многообразии определений понятия «культура» авторы едины в том, что она —творе ние человека и определяет организацию его жизне деятельности. В частности, Ортега-и-Гассет писал, что культура —это система жизненных идей, кото рой обладает каждая эпоха, она —план жизни. Эту мысль философа вполне можно продолжить, пола гая, что своей системой идей, планом жизни облада ет каждый человек, в том числе и в сфере профес сиональной деятельности. Со своим «планом жиз ни» в вуз приходит каждый абитуриент. Не секрет, что с намерением связать свою жизнь со школой в педагогический вуз приходят далеко не все. На вопрос абитуриентам и первокурсникам «На кого вы идете (пришли) учиться?» за время ра боты в вузе доводилось, как правило, слышать от вет: «На переводчика», «На англичанина (историка, физика)»... Никак не на учителя... Как изменить восприятие профессии? Как увлечь ею? Как приоб щить к педагогической культуре? И какую культуру профессиональной деятельности воспримут наши студенты? Любой из нас усваивает определенный тип куль туры в процессе жизни, разнообразной деятельно сти в обществе, в процессе социализации. О ней до вольно много пишут в философской, психологиче ской, педагогической литературе. При всем много образии подходов к пониманию ее сущности следу ет согласиться с тем, что социализация —это, с од ной стороны, результат развития человека, а с дру гой —его компонент; это —развитие и самореализа ция человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Когда здесь говорится о социализации студента педвуза, то имеется в виду, помимо прочего, усвое ние им педагогической культуры. В этой связи, оче видно, правильнее было бы говорить о процессе инкультурации. Как личность вообще формируется и усваивает определенный тип культуры в реаль ном социуме, так и будущий учитель формируется и усваивает ту культуру профессиональной деятель ности и реализации себя в профессии, которая свой ственна данному вузу. Вся организация вуза, его, как отмечал К. Д. Ушинский, «дух» влияют на куль туру профессионального мышления и профессио нальные ценности, которые будут определять его собственную педагогическую деятельность, его пе дагогическую компетентность. К сожалению, все еще существует подход к по ниманию профессиональной компетентности пе дагога как способности эффективно осуществ лять свою преподавательскую (обучающую) дея тельность. Рассматривать профессиональную ком петентность (даже не обращаясь в данном случае к выявлению разницы используемых в литературе терминов «компетентность» и «компетенция») пе дагога лишь так —значит быть во власти явления, названного академиком А. И. Пискуновым «гипер трофированным функционализмом», который пред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz