Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.
В. Э. Черник Слово о педагогической культуре 103 В. Э. Черник Слово о педагогической культуре В силу особенностей должности декана и затем проректора по воспитательной и социальной рабо те, автору этих строк зачастую приходилось ста новиться своеобразным поверенным в делах сту дентов, их сомнениях, бедах и обидах... Не секрет, ведь,—обижаются порой на нас наши студенты. Поводом сесть за этот материал стал разговор с одним из студентов, раздосадованных по случаю возвращения ему не зачтенной работы. «Эка неви даль!» —воскликнет кто-то. И то верно: этих «не за чтено» каждый из нас ставит, наверное, немало. Но горечь студенческих слов продолжала стучать сло вами Твардовского, написанными, правда, по дру гому поводу: «Я знаю: никакой моей вины... но все же, все же, все же»... В памяти проносились кадры своего студенче ства. Помню, как-то наша группа пришла на заня тия к Людмиле Дмитриевне Макаровой откровен но слабо подготовленной. Что-то невразумительное промямлил о Марке Твене и я. Занятие было пре кращено. Возмущенный педагог заявила о недопу стимости такой подготовки, отказалась дальше ве сти урок, предложив встретиться в другое время — ее свободное время. Это обожгло стыдом. Стало уроком требовательного отношения к себе. Однако до экзамена терзало: «Припомнит! Отыграется!». А после было вновь стыдно, что могли подумать так. И это тоже было уроком—умения отсекать яв но нанесенное болезнями роста наших подопечных, подниматься над мелочным, быть великодушным. Всегда ли самому удается это? Ведь «ничто че ловеческое мне не чуждо»... Помнится, студентке, пропустившей семинарские занятия, не захотелось сдавать зачет по предмету мне. Не долго думая, мать студентки написала письмо о некомпетентно сти преподавателя и желании дочери сдать зачет другому, что и было ей разрешено. Не скрою —было неприятно, досадно. Но каково же было удивление, когда после летних каникул та самая студентка ока залась среди слушателей курса, который опять чи тал я. Мысли были —по Газманову: «мои мысли мой скакуны»... Удалить?! Не пускать?! И пусть се бе в другом месте и у другого?! Ан, нет! Нехорошо! С тобой так не поступали! Тебе-то прощали... А по том начались семинары, на которых девушка захо тела высказаться и поделиться своими мыслями по обсуждавшимся вопросам. Не давать слова? А по чему? Конечно, она выступала, давала свои оцен ки, делилась своими мыслями... А затем на экзамен пришла ко мне и получила высокий балл. И, словно не веря, открыла зачетку, дабы убедиться —оцен ка желанная! Радостно: «Спасибо!». Мне же впору говорить спасибо ей. Что не остудил свое сердце в обиде, что сумел подняться над ошибкой совсем еще юного создания и не сотворить своей, которая (кто знает?) как-то ко мне вернулась бы... А тут одна из коллег поведала, что нашла слу чай «поставить на место» студентку, «надерзившую аж на первом курсе». Это цыплят по осени считают, а дерзких-то студентов по весне-лету на место ста вят, когда госы идут... Только сокурсники и свиде тели смело выступившей за свое достоинство и ува жение времени и затраченных усилий студентки по нимали, почему эту на госе топят. Преподаватели же коллеги только удивлялись: «И что это вдруг Имярековна взъелась?». Априори (?) преподаватель всегда прав (?). И в этом, как ни странно, заключен один из па радоксов педагогики: если выигрывает преподава тель, значит, проигрывает учащийся —ученик или студент. Хотя предназначение педагогической дея тельности в ином, тем более в условиях провозгла шенных идей педагогики сотрудничества, педагоги ческой поддержки и т. п. Сам по себе рядовой и обычный факт возврата реферата «на доделывание (переделывание)» может стать предметом специального рассмотрения, кото рое неизбежно подтвердит правоту вывода о кри зисном состоянии нашего образования. Оно про является, в частности, в несовпадении интересов заказчика образовательного «продукта» и исполни теля данного заказа. При этом у участников возмож ного спора возникнут несовпадения в трактовке по нятия «заказчик». Одни увидят в нем государство, органы управления образованием, обновляющуюся школу, другие смогут разглядеть за этим очерта ния и самого студента с его родителями, если они к тому же, как сейчас распространено, оплачивают обучение своего чада. Кризис проявляется и в том, что и сегодня, как писал Н. И. Пирогов в середине XIX столетия в сво ей статье «Вопросы жизни», направление разви тия школы и общества не совпадают. Деклариру емые в лекционных курсах, документах об обра зовании идеи гуманизации нивелируются, напри мер, торжественно произнесенным на весь кори дор: «Ух, как щас я тут одну студентку опустила! Вы же знаете, как я это умею»... или расписани ем, составленным с учетом чего угодно, но только не санитарно-гигиенических требований, о которых читаются лекции в курсе о школьной гигиене и фи зиологии. .. Призывы проявления самостоятельности и творческого начала наталкиваются на преподава тельское неприятие позиции студента. Исследова тели вообще говорят о целом ряде институциональ ных кризисов в сфере образования. Это когда одни делают вид, что учат, а другие —что учатся; одни считают себя приверженцами гуманистической па
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz