Черник, В. Э. Слово о педагогической культуре // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 103-108.

В. Э. Черник Слово о педагогической культуре 103 В. Э. Черник Слово о педагогической культуре В силу особенностей должности декана и затем проректора по воспитательной и социальной рабо­ те, автору этих строк зачастую приходилось ста­ новиться своеобразным поверенным в делах сту­ дентов, их сомнениях, бедах и обидах... Не секрет, ведь,—обижаются порой на нас наши студенты. Поводом сесть за этот материал стал разговор с одним из студентов, раздосадованных по случаю возвращения ему не зачтенной работы. «Эка неви­ даль!» —воскликнет кто-то. И то верно: этих «не за­ чтено» каждый из нас ставит, наверное, немало. Но горечь студенческих слов продолжала стучать сло­ вами Твардовского, написанными, правда, по дру­ гому поводу: «Я знаю: никакой моей вины... но все же, все же, все же»... В памяти проносились кадры своего студенче­ ства. Помню, как-то наша группа пришла на заня­ тия к Людмиле Дмитриевне Макаровой откровен­ но слабо подготовленной. Что-то невразумительное промямлил о Марке Твене и я. Занятие было пре­ кращено. Возмущенный педагог заявила о недопу­ стимости такой подготовки, отказалась дальше ве­ сти урок, предложив встретиться в другое время — ее свободное время. Это обожгло стыдом. Стало уроком требовательного отношения к себе. Однако до экзамена терзало: «Припомнит! Отыграется!». А после было вновь стыдно, что могли подумать так. И это тоже было уроком—умения отсекать яв­ но нанесенное болезнями роста наших подопечных, подниматься над мелочным, быть великодушным. Всегда ли самому удается это? Ведь «ничто че­ ловеческое мне не чуждо»... Помнится, студентке, пропустившей семинарские занятия, не захотелось сдавать зачет по предмету мне. Не долго думая, мать студентки написала письмо о некомпетентно­ сти преподавателя и желании дочери сдать зачет другому, что и было ей разрешено. Не скрою —было неприятно, досадно. Но каково же было удивление, когда после летних каникул та самая студентка ока­ залась среди слушателей курса, который опять чи­ тал я. Мысли были —по Газманову: «мои мысли­ мой скакуны»... Удалить?! Не пускать?! И пусть се­ бе в другом месте и у другого?! Ан, нет! Нехорошо! С тобой так не поступали! Тебе-то прощали... А по­ том начались семинары, на которых девушка захо­ тела высказаться и поделиться своими мыслями по обсуждавшимся вопросам. Не давать слова? А по­ чему? Конечно, она выступала, давала свои оцен­ ки, делилась своими мыслями... А затем на экзамен пришла ко мне и получила высокий балл. И, словно не веря, открыла зачетку, дабы убедиться —оцен­ ка желанная! Радостно: «Спасибо!». Мне же впору говорить спасибо ей. Что не остудил свое сердце в обиде, что сумел подняться над ошибкой совсем еще юного создания и не сотворить своей, которая (кто знает?) как-то ко мне вернулась бы... А тут одна из коллег поведала, что нашла слу­ чай «поставить на место» студентку, «надерзившую аж на первом курсе». Это цыплят по осени считают, а дерзких-то студентов по весне-лету на место ста­ вят, когда госы идут... Только сокурсники и свиде­ тели смело выступившей за свое достоинство и ува­ жение времени и затраченных усилий студентки по­ нимали, почему эту на госе топят. Преподаватели же коллеги только удивлялись: «И что это вдруг Имярековна взъелась?». Априори (?) преподаватель всегда прав (?). И в этом, как ни странно, заключен один из па­ радоксов педагогики: если выигрывает преподава­ тель, значит, проигрывает учащийся —ученик или студент. Хотя предназначение педагогической дея­ тельности в ином, тем более в условиях провозгла­ шенных идей педагогики сотрудничества, педагоги­ ческой поддержки и т. п. Сам по себе рядовой и обычный факт возврата реферата «на доделывание (переделывание)» может стать предметом специального рассмотрения, кото­ рое неизбежно подтвердит правоту вывода о кри­ зисном состоянии нашего образования. Оно про­ является, в частности, в несовпадении интересов заказчика образовательного «продукта» и исполни­ теля данного заказа. При этом у участников возмож­ ного спора возникнут несовпадения в трактовке по­ нятия «заказчик». Одни увидят в нем государство, органы управления образованием, обновляющуюся школу, другие смогут разглядеть за этим очерта­ ния и самого студента с его родителями, если они к тому же, как сейчас распространено, оплачивают обучение своего чада. Кризис проявляется и в том, что и сегодня, как писал Н. И. Пирогов в середине XIX столетия в сво­ ей статье «Вопросы жизни», направление разви­ тия школы и общества не совпадают. Деклариру­ емые в лекционных курсах, документах об обра­ зовании идеи гуманизации нивелируются, напри­ мер, торжественно произнесенным на весь кори­ дор: «Ух, как щас я тут одну студентку опустила! Вы же знаете, как я это умею»... или расписани­ ем, составленным с учетом чего угодно, но только не санитарно-гигиенических требований, о которых читаются лекции в курсе о школьной гигиене и фи­ зиологии. .. Призывы проявления самостоятельности и творческого начала наталкиваются на преподава­ тельское неприятие позиции студента. Исследова­ тели вообще говорят о целом ряде институциональ­ ных кризисов в сфере образования. Это когда одни делают вид, что учат, а другие —что учатся; одни считают себя приверженцами гуманистической па­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz