Черник, В. Э. Учиться жить в многоликом мире // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 5-10.

В.Э.Черник УЧИТЬСЯ ЖИТЬ В МНОГОЛИКОМ МИРЕ 9 нашей страны, но и зарубежных стран. Выпускались стенгазеты, оформлялись альбомы исследователь­ ской работы школьников, которые совершали «за­ очные путешествия» по этим республикам и стра­ нам. Характерной особенностью деятельности КИ- Дов школ Мурманской области являлось участие в калоттском движении, затем переросшем в движе­ ние стран Баренцева Евро-Арктического региона, когда учащиеся знакомились с культурой, обычая­ ми, различными сторонами современной жизни на­ родов Севера Европы. Городской КИД организовы­ вал среди школьников города викторины «Мур- манск-Рованиеми», «Мурманск-Лулео», «Здравст­ вуй, Норвегия!». С 1993 года мурманские школьни­ ки являются участниками лагерей мира северных стран, с 1995 года совместно с Мурманским отделе­ нием Российского фонда мира, Норвежским кон­ сульством, отделением консульства Финляндии в Мурманске организована работа детской рождест­ венской почты. Еще одна характерная особенность интерна­ ционального воспитания подрастающего поколения в Мурманской области - организация и празднова­ ние Дней славянской письменности и культуры (уч­ режден Указом Президента России в 1991 году и впервые проведен в Мурманске в 1986 г. по инициа­ тиве и при деятельном участии членов Мурманской писательской организации Д.А. Тараканова, В.Л. Тимофеева, В.А. Маслова и других). Этот праздник отмечается накануне проведения в школах последнего звонка. Празднование Дней славянской письменности и культуры стало началом создания в 1997 году общественного движения «Возрождение Мурмана и Отечества», объединяющего писателей, журналистов, учителей, общественных деятелей. Члены общества проводят просветительскую работу среди населения, в том числе среди школьников, рассказывают об истории и культуре славянских на­ родов. В целях пропаганды просветительских идей и объединения славянских народов был организован Славянский ход из Мурманска через все православ­ ные славянские страны. В связи с усилением в 90-е годы идеи культу- росообразности воспитания, выразившейся в усиле­ нии регионального компонента в образовании, стал проявляться значительный интерес к изучению, пропаганде и распространению культуры, традиций коренных народов, населяющих территорию Мур­ манской области, - саами, коми. Организуются Дни саамской культуры, Дни культуры коми. Также в 90-е годы в Мурманской области ста­ ли создаваться национальные культурные общества (татарское, еврейское, белорусское, немецкое и дру­ гие), объединяющие представителей различных на­ родов, живущих в нашем крае. Работа этих обществ направлена на изучение основ национальной куль­ туры, на формирование чувства гордости за своих предков, на развитие познавательного интереса в изучении истории и традиций своих народов. Ведущее место в системе работы по формиро­ ванию основ толерантного поведения и (да простит строгий читатель тавтологию!) культуры диалога культур продолжает занимать школа. Определяя со­ держание поликультурного образования в совре­ менных условиях, специалисты предлагают основы­ вать эту работу на общедидактической теории четы­ рехкомпонентного состава общего образования, предложенной еще М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским. В таком случае структура содержания поликультурного образова­ ния выглядит следующим образом: - развитие социокультурной идентификации учащихся как условие понимания и вхождения в по- ликультурную среду; - овладение основными понятиями, опреде­ ляющими разнообразие мира; - воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур; - формирование умений, составляющих пове­ денческую культуру мира. При отборе конкретного содержания поли­ культурного образования учителям важно учиты­ вать социокультурное окружение учащихся (этниче­ ский и конфессиональный состав, установки и пре­ дубеждения, господствующие в окружении; инди­ видуальные интересы школьников к проблемам по­ ликультурного общества в целом или отдельных со­ циокультурных групп); этнические и социально- экономические особенности региона (причины ком­ пактного проживания этносов, ведущие формы их хозяйственной деятельности); изменяющуюся со­ циокультурную ситуацию в регионе, стране, мире (процессы сближения стран, этнических и конфес­ сиональных групп, развитие конфликтов и их при­ чины, культурную экспансию и формирование на­ ционализма и т.д.); методологические, методические и личностные возможности как отдельного педаго­ га, так и всего педагогического коллектива образо­ вательного учреждения [3]. Такая систематическая работа, в которой важно сочетать как богатый опыт, так и новые подходы и тенденции, бесспорно, даст свои положительные результаты. ЛИТЕРАТУРА 1. Данилов М.А. Политическое воспитание учащ их­ ся // Начальная школа. - 1942. - № 3-4. - С. 2. 2. Данилов М.А. Учебно-воспитательная работа в школе в условиях военного времени // Сов. педагогика. - 1 9 4 1 .-№ 1 0 .-С . 10. 3. Ершов В.А. Поликультурное образование в сис­ теме общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - С. 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz