Черник, В. Э. Учиться жить в многоликом мире // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 5-10.

8 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Интернациональное воспитание осуществля­ лось в тесном единстве всех компонентов целостно­ го педагогического процесса: учебных занятий, вне- учебной и внешкольной работы с учащимися. Среди форм внеучебной и внешкольной работы по интер­ национальному воспитанию учащихся распростра­ нение получили интерклубы, клубы интернацио­ нальной дружбы (КИД), которые работают в шко­ лах, в домах детского и юношеского творчества. Ра­ бота КИДов организовывалась по секциям: пере­ писки, изучения истории, экономики и культуры республик Советского Союза, зарубежных стран, гидов-переводчиков, филателистов, песен и танцев различных народов и др. Работа КИДов строилась на основе принципов самоуправления ребят при участии педагога. Во главе клуба был избранный на общем собрании президент, работали также вице- президент, секретарь, председатели секций, которые составляли правление КИДа. Один из первых КИДов в нашей области - КИД «Планета» школы № 14 Мурманска - был ос­ нован в декабре 1962 года. Благодаря активному взаимодействию с шефствующим над школой пред­ приятием (Мурманское морское пароходство) здесь были установлены и поддерживались дружеские контакты со сверстниками из Канады, Кубы, порто­ вых городов Азии и Африки. Здесь был один из лучших музеев интернациональной дружбы (ныне он находится в школе № 53). После создания городского КИДа в 1972 году при городском Доме пионеров и школьников им.А. Бредова в школах Мурманска число КИДов увеличилось. У каждого из них была своя специфи­ ка. Например, КИД школы № 8 изучал жизнь и дея­ тельность С.М. Кирова; КИД школы № 19 строил свою деятельность в контакте со школьным музеем В.И. Ленина и вел переписку с различными страна­ ми, где он жил и работал; КИД школы № 21 был ак­ тивным участником движения дружбы учащихся школ с номером 21 в разных республиках СССР; КИД школы № 23 изучал жизнь и деятельность не­ мецкого учителя-антифашиста Эрнста Шнеллера и т.д. Городской КИД (первый президент В. Черник, бессменный руководитель Н.Ф. Аржаева) был сво­ его рода штабом, методическим центром, где можно было узнать о том, как организовать КИД в своей школе, обменяться опытом (здесь, кроме традици­ онных секций, была секция президентов школьных КИДов), обсудить общие дела, согласовать проведе­ ние совместных акций. Главная цель работы КИДов состояла в фор­ мировании у подрастающего поколения чувства со­ причастности с людскими проблемами, небезраз­ личного отношения к чужой беде, готовности по­ мочь возможными средствами. Так, узнавая о пре­ ступной войне США во Вьетнаме, школьники стре­ мились конкретным делом помочь своим сверстни­ кам. Под девизом «От чистого сердца, простыми де­ лами поможем, ребята, детям Вьетнама!» собирали «сумки дружбы»: банки сгущенки, ручки, тетрадки, краски, что-то еще для вьетнамских сверстников. Потрясла весть о зверствах в сентябрьском Сантья­ го, когда там в 1973 г. пришла к власти пиночетов- ская хунта, - организовали митинг и сбор подписей. Надеялись, это поможет сохранить жизнь чилий­ скому композитору и исполнителю, антифашисту Виктору Хара, а также другим узникам страшного стадиона-тюрьмы. Организовывались сборы подпи­ сей под требованием освободить из тюрьмы извест­ ных антифашистов, сторонников демократических преобразований в своих странах - Луиса Корвалана (Чили, операция «Лучо»), Антонио Майданы (Пара­ гвай, операция «Кебрачо»), Анджелы Девис (США) и др. «Чужой беды не бывает!» - эти слова делом подтверждали кидовцы многих школ Мурманской области. Показательна в этой связи проводившаяся в школах Мончегорска операция «Журавлики для Садако Сасаки». Когда стало известно, что в дале­ кой Японии в городском парке Хиросимы у памят­ ника Садако Сасаки сгорели все бумажные журав­ лики, которые она делала в надежде обрести здоро­ вье после смертоносного взрыва американской атомной бомбы, Мончегорские школьники решили изготовить множество таких журавликов. Это было протестом против планов милитаристов наращивать гонку вооружений, а также данью тем, кто постра­ дал от атомных бомбардировок. Традиционными в работе КИДов школ Мур­ манской области были сначала дни юного героя- антифашиста (8 февраля), а потом недели, посвя­ щенные памяти всех юных борцов против фашизма, за демократию, мир в разных странах, а также дей­ ствиям юных миротворцев против насилия, гонки вооружений. Организовывалась работа постов мира в кинотеатрах, магазинах, школах. Проводились яр­ марки солидарности, на которых продавались изго­ товленные собственными руками поделки, собира­ лись письменные принадлежности, игрушки для де­ тей Анголы, Никарагуа и др. стран. Заработанные ребятами средства перечислялись в Фонд мира. Традиционными были интернациональные ве­ чера, встречи с представителями различных нацио­ нальностей. Их проведение приурочивалось к таким датам, как День юного героя-антифашиста - 8 фев­ раля; День памяти узников фашистских концлаге­ рей - 26 апреля; Всемирный день породненных го­ родов - последнее воскресенье апреля; 10 ноября- Всемирный день молодежи; 17 ноября - Междуна­ родный день студентов; 30 декабря - годовщина об­ разования СССР и др. На вечерах и встречах уча­ щиеся выступали с сообщениями о жизни различ­ ных народов, для выступлений они готовили нацио­ нальные костюмы, стихи, танцы, песни, инсцени­ ровки, отражающие жизнь и быт народов не только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz