Черник, В. Э. Учиться жить в многоликом мире // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 5-10.
В.Э.Черник УЧИТЬСЯ ЖИТЬ В МНОГОЛИКОМ МИРЕ 7 действовали 4 финские школы, одна татарская. Од нако в уже в 30-е годы эта работа была не только ослаблена - в ней имелись уже очевидные ошибки. Так, жители деревни Колвица, являвшиеся почти абсолютно карелами, испытали на себе перегибы в осуществлении языковой политики, когда их стали насильно обучать русскому языку, отменив препо давание на их родном финском. Известны также факты насильственного переселения саамов в Лово- зеро из так называемых «неперспективных сел» Варзино, Поноя, Иоканга, Чалмны-Варрэ. Вместе с тем в сфере образования интернацио нальное воспитание подрастающего поколения про водилось постоянно. Содержание этой работы опре делялось ленинской мыслью о том, что «мы - про тивники национальной вражды, национальной роз ни, национальной обособленности. Мы - междуна родники, интернационалисты». В своей статье «Ин тернациональное воспитание детей в начальной школе» Н.К. Крупская конкретизировала задачи ин тернационального воспитания, отмечая, что оно «должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднест вам» [6]. Наряду с известной степенью декларативности идей о национальной политике и интернациональ ном воспитании в Советском Союзе у подрастающе го поколения формировалась устойчивая система взглядов на взаимоотношения между представите лями различных народов, рас, культур, которая име ла очевидную эмоциональную окраску, проявляв шуюся в деятельном отношении к событиям в мире - будь то арест в фашистской Германии болгарского коммуниста Димитрова, гражданская война в Испа нии, землетрясение в Ташкенте или зверства пино- четовского режима в Чили. Система интернационального воспитания в со ветский период истории нашей страны включала все уровни образования. Уже в детских садах дети узна вали о жизни своих сверстников в разных республи ках Советского Союза и зарубежных странах, о дружбе людей разных национальностей, разучивали стихи, сказки, песни, танцы народов не только СССР, но и зарубежных стран. Эта работа продол жалась в начальной и средней школе. Средствами различных учебных предметов у школьников фор мировалась система взглядов, ценностных ориента ций, мировоззренческих установок о необходимости международной солидарности людей, решения об щих проблем сохранения мира, жизни, демократии. В разные периоды отечественной истории эти установки менялись, нося преимущественно классо вый характер. В зависимости от положения в мире и проводимой внешней политики в СССР «открыва лись» или «запрещались» различные блоки инфор мации. В частности, в довоенные годы в учебниках истории Великобритания, США, Франция были представлены как враги Советского государства, ор ганизовавшие интервенцию, «душившие» республи ку Советов. В начале Великой Отечественной вой ны, когда родилась антигитлеровская коалиция, ис тория этих стран и взаимоотношения с ними нашей страны были представлены уже с позиций традиций сотрудничества. Акцент делался на дружественную позицию России во время войны американцев за свою независимость, на помощь России северным штатам в борьбе против рабовладельческого Юга и т.д. При изучении истории Великобритании особое внимание стало уделяться ознакомлению с ее демо кратическими традициями. Рассказывая о событиях прошлого, учителя стремились подвести учащихся к лучшему пониманию той исторической обстановки и тех исторических условий, которые привели к союзу народы наших стран в совместной борьбе против гитлеровского фашизма. Различные акценты ставились в преподавании истории и других дисциплин конъюнктурно и в дру гие периоды. Анализ школьного исторического об разования в разные периоды истории нашей страны подтверждает высказанную академиком Б.А. Рыба ковым мысль о том, что «грубое вторжение конъ юнктуры в такое тонкое дело, каким является пре подавание истории» вело к тому, что «произвольно менялись, нарушались структуры информационных блоков», навязывались одни понятия, «отменялись» другие, «открывались» и «закрывались» целые ис торические эпохи [9J. Это вело, в свою очередь, не только к образованию пробелов в исторических зна ниях учащихся, но и к формированию в достаточной степени искаженного сознания подрастающего по коления, отрицанию ценностей старших поколений, массовому нигилизму и равнодушию. Однако объективно содержание образования в отечественной школе формировало преимуществен но гуманистические установки на взаимоотношения с различными странами, народами, принятие мысли об инаковости других народов, их культур, о праве на жизнь и готовности изучать мир во всем его мно гообразии усилиями ученых различных стран, а также совместно решать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Таким образом, школьники приходили к выводу, что нет народов высших и низших, что людей всего мира объединя ют устремления к свободе и миру, решению общих проблем, грозящих исчезновению жизни на Земле. Осуществляя интернациональное воспитание, учителя стремились не ограничиваться формирова нием системы знаний о взаимоотношениях различ ных народов, их культуре, истории, современной жизни. Предусматривалось приучение к чуткому и заботливому отношению к людям независимо от на циональной и расовой принадлежности, к взаимо помощи в различных сферах деятельности человека, к деятельному небезразличному восприятию собы тий, происходящих в мире.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz