Черник, В. Э. Учиться жить в многоликом мире // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 5-10.

6 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ жуазии с ее основным понятием «нация». Идея про­ летарского интернационализма была зафиксирована в Программе коммунистов (большевиков) в 1918 го­ ду, в преамбуле первой Конституции СССР (1924 год). В 20-х-первой половине 30-х годов интерна­ ционализм был официальной идеологией правившей в стране партии коммунистов (большевиков). Слово «патриот» считалось ругательным. Ситуация изменилась во второй половине 30-х годов, когда в интервью американскому журналисту Рою Говарду, данном 1 марта 1936 года, Сталин от­ казался от пролетарского интернационализма как идеологической надстройки над доктриной мировой пролетарской революции. Произошло возвращение к «истокам» - патриотизму. Особенно это прояви­ лось в годы Великой Отечественной войны, когда важнейшей задачей школы и каждого учителя стало «формирование стойких, инициативных, смелых молодых патриотов» [2]. При этом нужно было «воспитать такое понимание долга перед родиной, при котором вся работа, каждый шаг подрастающе­ го поколения определялись бы интересами народа, а забота о могуществе и процветании родины состав­ ляла бы главную цель жизни», за время, пока дети учатся в школе, необходимо сделать из них участ­ ников борьбы за освобождение от эксплуататоров» [1J. Как показывает анализ источников, значитель­ ное внимание в этот период отечественные педагоги уделяли проблеме воспитания чувства патриотизма у школьников. Оно должно было зиждиться на глу­ боком знании учащимися исторического прошлого своей страны, ее культуры. «Школа, - говорил нар­ ком просвещения РСФСР В.П. Потемкин, - призва­ на привить неугасимую любовь к своей стране, к русскому языку, к русской литературе. Каждый ее питомец должен знать, за что он любит отчизну, что в ней ему дорого, что он защищает, за что готов, ес­ ли придется, отдать свою жизнь» [8]. Говоря о воспитании патриотизма у школьни­ ков, известный советский педагог И.А. Каиров от­ мечал: «Нельзя воспитать абстрактное, инстинктив­ ное чувство любви к родине, построенное на интуи­ ции. Любовь к Родине в сознании человека всегда связывается с конкретными фактами, и обобщаю­ щий характер этого чувства рождается из частных отдельных моментов» [4]. Введение Потемкиным и Каировым понятий «сознательный патриотизм» и «действенный патриотизм» в годы Великой Отече­ ственной войны существенно повлияло на содержа­ ние воспитательной работы. С середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС (1956 год), в СССР стали сочетать со­ ветский патриотизм и пролетарский интернациона­ лизм. Само понимание пролетарского интернацио­ нализма изменяется: сохраняются сторонники клас­ сического толкования интернационализма, но появ­ ляются приверженцы нового его понимания. Осо­ бенно это проявилось в 1976 году на Конференции европейских коммунистических партий в Восточ­ ном Берлине, где четко обозначились те, кто связы­ вал интернационализм с основным критерием - бе­ зоговорочной верностью Советскому Союзу, и сто­ ронники расширительного толкования интернацио­ нализма, который предполагал автономию и незави­ симость коммунистических партий. К тому времени более настоятельно, чем когда- либо, возникла необходимость переосмысления ин­ тернационализма. Нельзя было не учитывать необ­ ходимость солидарности и поддержания бедствую­ щих народов, тех, на кого обрушились стихийные бедствия, всех обездоленных на Земле, угнетенных тех стран, где властвовали диктаторские режимы. Все больше утверждалось признание общечеловече­ ских ценностей, все чаще раздавались призывы вер­ нуться к первоначальному общечеловеческому смыслу самой идеи интернационализма, его идеала. На протяжении многих лет интернационализм связывал солидарность людей с классовым сознани­ ем. В современную эпоху, когда человечество реша­ ет глобальные проблемы, среди которых сохранение себя и жизни на Земле, возникла ситуация, когда интернационализм наших дней отодвигает классо­ вую борьбу на второстепенные позиции. Его смысл трактуется по-новому. В этой связи все чаще гово­ рят о «поликультурном воспитании», «межкультур- ном воспитании», «формировании межкультурной компетенции», толерантности и «планетарного мышления». В соответствии с трактовкой понятия «интер­ национализм» менялись подходы к пониманию сущности и содержания интернационального воспи­ тания. В советский период оно понималось как це­ ленаправленный процесс формирования и развития чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. Население Мурманской области всегда было многонациональным. В 1924 году на территории Мурманской области проживали 2 тыс. финнов, бо­ лее 400 татар, около 250 китайцев и корейцев, 200 норвежцев, 400 карелов. В 1925 году здесь прожи­ вали представители коренных национальностей Се­ вера: саами - 502, коми - 534, ненцев - 95 человек. Для проведения работы с учетом националь­ ных особенностей в 1920 год при уездном комитете РКП (б) было создано бюро национальных мень­ шинств. Действовал специальный подотдел по рабо­ те среди национальных меньшинств, существовала финская секция. Был создан клуб нацменьшинств, который объединял татар, финнов, корейцев и др. Он был центром культурно-просветительной работы среди населения, в том числе и среди детей. Особое внимание уделялось подготовке кадров. Уже в 1922 году на учебу в университет национальных мень­ шинств Запада в Ленинград направлено 7 человек, в Петрозаводскую совпартшколу - 10 человек. В крае

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz