Черник, В. Э. Учиться жить в многоликом мире // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 5-10.
6 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ жуазии с ее основным понятием «нация». Идея про летарского интернационализма была зафиксирована в Программе коммунистов (большевиков) в 1918 го ду, в преамбуле первой Конституции СССР (1924 год). В 20-х-первой половине 30-х годов интерна ционализм был официальной идеологией правившей в стране партии коммунистов (большевиков). Слово «патриот» считалось ругательным. Ситуация изменилась во второй половине 30-х годов, когда в интервью американскому журналисту Рою Говарду, данном 1 марта 1936 года, Сталин от казался от пролетарского интернационализма как идеологической надстройки над доктриной мировой пролетарской революции. Произошло возвращение к «истокам» - патриотизму. Особенно это прояви лось в годы Великой Отечественной войны, когда важнейшей задачей школы и каждого учителя стало «формирование стойких, инициативных, смелых молодых патриотов» [2]. При этом нужно было «воспитать такое понимание долга перед родиной, при котором вся работа, каждый шаг подрастающе го поколения определялись бы интересами народа, а забота о могуществе и процветании родины состав ляла бы главную цель жизни», за время, пока дети учатся в школе, необходимо сделать из них участ ников борьбы за освобождение от эксплуататоров» [1J. Как показывает анализ источников, значитель ное внимание в этот период отечественные педагоги уделяли проблеме воспитания чувства патриотизма у школьников. Оно должно было зиждиться на глу боком знании учащимися исторического прошлого своей страны, ее культуры. «Школа, - говорил нар ком просвещения РСФСР В.П. Потемкин, - призва на привить неугасимую любовь к своей стране, к русскому языку, к русской литературе. Каждый ее питомец должен знать, за что он любит отчизну, что в ней ему дорого, что он защищает, за что готов, ес ли придется, отдать свою жизнь» [8]. Говоря о воспитании патриотизма у школьни ков, известный советский педагог И.А. Каиров от мечал: «Нельзя воспитать абстрактное, инстинктив ное чувство любви к родине, построенное на интуи ции. Любовь к Родине в сознании человека всегда связывается с конкретными фактами, и обобщаю щий характер этого чувства рождается из частных отдельных моментов» [4]. Введение Потемкиным и Каировым понятий «сознательный патриотизм» и «действенный патриотизм» в годы Великой Отече ственной войны существенно повлияло на содержа ние воспитательной работы. С середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС (1956 год), в СССР стали сочетать со ветский патриотизм и пролетарский интернациона лизм. Само понимание пролетарского интернацио нализма изменяется: сохраняются сторонники клас сического толкования интернационализма, но появ ляются приверженцы нового его понимания. Осо бенно это проявилось в 1976 году на Конференции европейских коммунистических партий в Восточ ном Берлине, где четко обозначились те, кто связы вал интернационализм с основным критерием - бе зоговорочной верностью Советскому Союзу, и сто ронники расширительного толкования интернацио нализма, который предполагал автономию и незави симость коммунистических партий. К тому времени более настоятельно, чем когда- либо, возникла необходимость переосмысления ин тернационализма. Нельзя было не учитывать необ ходимость солидарности и поддержания бедствую щих народов, тех, на кого обрушились стихийные бедствия, всех обездоленных на Земле, угнетенных тех стран, где властвовали диктаторские режимы. Все больше утверждалось признание общечеловече ских ценностей, все чаще раздавались призывы вер нуться к первоначальному общечеловеческому смыслу самой идеи интернационализма, его идеала. На протяжении многих лет интернационализм связывал солидарность людей с классовым сознани ем. В современную эпоху, когда человечество реша ет глобальные проблемы, среди которых сохранение себя и жизни на Земле, возникла ситуация, когда интернационализм наших дней отодвигает классо вую борьбу на второстепенные позиции. Его смысл трактуется по-новому. В этой связи все чаще гово рят о «поликультурном воспитании», «межкультур- ном воспитании», «формировании межкультурной компетенции», толерантности и «планетарного мышления». В соответствии с трактовкой понятия «интер национализм» менялись подходы к пониманию сущности и содержания интернационального воспи тания. В советский период оно понималось как це ленаправленный процесс формирования и развития чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. Население Мурманской области всегда было многонациональным. В 1924 году на территории Мурманской области проживали 2 тыс. финнов, бо лее 400 татар, около 250 китайцев и корейцев, 200 норвежцев, 400 карелов. В 1925 году здесь прожи вали представители коренных национальностей Се вера: саами - 502, коми - 534, ненцев - 95 человек. Для проведения работы с учетом националь ных особенностей в 1920 год при уездном комитете РКП (б) было создано бюро национальных мень шинств. Действовал специальный подотдел по рабо те среди национальных меньшинств, существовала финская секция. Был создан клуб нацменьшинств, который объединял татар, финнов, корейцев и др. Он был центром культурно-просветительной работы среди населения, в том числе и среди детей. Особое внимание уделялось подготовке кадров. Уже в 1922 году на учебу в университет национальных мень шинств Запада в Ленинград направлено 7 человек, в Петрозаводскую совпартшколу - 10 человек. В крае
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz