Черник, В. Э. Учиться жить в многоликом мире // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 5-10.
5 В.Э. ЧЕРНИК УЧИТЬСЯ жить В МНОГОЛИКОМ МИРЕ В XVII веке основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский по лагал, что школа может стать мастер ской гуманности, средством утверждения в мире мудрости, которая, в свою очередь, убережет мир от войн и конфликтов. Для этого великий сын чешско го народа призывал людей лучше узнавать друг дру га. Это знание, полагал он, поможет лучше пони мать и правильно относиться друг к другу. В XXI веке, спустя 300 лет после Коменского, международное сообщество, определяя стратегию образования на наступившее тысячелетие, стремит ся посредством школьного образования обеспечить диалог культур, через него вести учащихся к толе рантности, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному пове дению - и тем самым к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество. Мир стремится жить в мире во имя сохранения мира. В нашей стране накоплен значительный опыт воспитания граждан в духе добрососедства, терпи мости, уважения другой культуры, под которой в общем виде можно понимать образ организации жизнедеятельности в тесной связи с традициями, религиозными взглядами и т.д. Очевидно и другое: межэтнические противоречия возникают, порой обостряются и становятся причиной конфликтов са мого разного уровня и масштаба. Актуальность обозначенной проблемы для России подчеркивает принятие федеральной целе вой программы «Формирование установок толе рантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В ней, в частности, отмеча ется, что «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролю бия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную со храняющейся социальной напряженностью в обще стве, продолжающимися межэтническими и меж- конфессиональными конфликтами, ростом сепара тизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны» [10]. В свою очередь, национальная доктрина обра зования в Российской Федерации определила при оритетные цели и задачи образования, среди кото рых: - обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного от ношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан пра вового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью и прояв ляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; - формирование культуры мира и межлично стных отношений. [7] В Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 г. указано, что по тенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохране ния единого социокультурного пространства стра ны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. А также подчеркивается, что многона циональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития рус ского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности [5]. Как готовить подрастающее поколение к жиз ни в мире, который многолик и многомерен? Как мы сами входили в него и учились жить в ладу друг с другом? Каждый знает, что все мы родом из детства. Детство автора этих строк началось в маленьком го родке Ахалцихе, что в Грузии, где проходил воен ную службу отец-белорус. Жизнь младенца и его русской матери спасла грузинская медсестра, а вы хаживать помогала армянка. Потом был Ахалкала- ки, в котором жили, радовались, переносили труд ности все рядом, сообща - украинцы, евреи, турк мены, армяне, грузины, русские... И не было сомне ний: мы - одна семья. Уже в Мурманске услышал слово «КИД» и узнал, что это вовсе не чудище мор ское, а объединение школьников, которые стреми лись больше узнать о сверстниках из разных земель и стран, соединить мостами дружбы материки, стра ны и планеты... Уже позже я узнал, что это было интернациональное воспитание. На протяжении всех лет отечественной школы и педагогики советского и постсоветского периодов интернациональное воспитание (от лат. inter - меж ду и natio - народ) рассматривалось как важнейшее направление целостного формирования личности. Его задачи и содержание менялись на протяжении истории в зависимости от понимания и трактовки идеи интернационализма. С момента создания Первого Интернационала (1864 г.) интернационализм противопоставлялся патриотизму. Считалось, что интернационализм - это идеология пролетариата и всех неимущих клас сов, подвергающихся эксплуатации со стороны ка питала; патриотизм же считался идеологией бур
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz