Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

В.Э. ЧЕРНИК ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ А ожет, в сердцах один из школьников как- ■ ™ ™ то сказал: «Да уж лучше бы Гитлер и вы­ играл. Жили бы сейчас по-человечески». Уже потом он с удивлением знакомился с планом «Ост», от­ крывая для себя цели фашистов на захваченной им территории. «Для не немецкого населения восточ­ ных областей, - говорилось в нем, - ...достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть толь­ ко: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным».[3. 88] Школьная политика гитлеровцев на окку­ пированной территории осуществлялась в соответ­ ствии с высказанной их фюрером мыслью о том, что «если мы будем учить русских, украинцев и кирги­ зов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. ...Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области гео­ графии может быть ограничено одной единственной фразой - «столица рейха - Берлин»... Математика и все прочее подобное совершенно не нужны».[8.211] Примером «просветительной политики» ок­ купантов могут служить тысячи разрушенных школьных зданий, разфабленных библиотек, со­ жженных томов книг и т.д. Например, только в Став­ ропольском крае ими было разрушено 537 школьных зданий. Имущество школ разграбили или вывезли в Германию. В школах сохранялось всего 10 процентов оборудования, которое было до войны. Почти полно­ стью были уничтожены библиотеки. Ущерб составил более 1млн. руб.[22.1.6.300.77-78] Ликвидировав в крае советскую систему народного образования, фашисты начали создавать свою. Было открыто около 40 небольших «народ­ ных» школ. Перед учителями, допущенными к обу­ чению, была поставлена задача, чтобы все препода­ вание в школе было «проникнуто духом уважения к германской армии-избавительнице и благодарности освободителю фюреру - Гитлеру», как говорилось в инструкции школам Кавминводовской группы. Об­ ращаясь к учителям одной из школ Пятигорска, ко­ мендант города говорил: «Вы должны выкорчевать из голов детей все советское, воспитать послушных учеников, готовых своим трудом отблагодарить фюрера».[22.Л.79] Главной же целью образования в «народных школах» была подготовка молодежи к физическому труду на производстве. Говорилось об этом весьма завуалированно: «Старшие школьники, закончившие 4 класс, должны привлекаться... для общественных работ».[6.507] В «народных школах» были введены телесные наказания. Они были и реакцией на проте- стные действия учащихся. Так, например, в Черкес­ ской гимназии ученик в присутствии учителя пове­ сил на портрет Гитлера дубинку с надписью «Вот что он нам принес». Учитель жестоко избил маль­ чика. [22.1.6.300.82] Обучение в «народных школах» велось по «исправленным» учебникам: тексты, иллюстрации, отражавшие жизнь советского государства, заклеи­ вались или вырывались. Зато разрешалось исполь­ зовать учебники, выходившие до 1914 г. Некоторые учебники были специально подготовлены для ис­ пользования в новых условиях. В Риге в 1942 году были изданы школьные учебники по русскому язы­ ку. В учебнике «Родной язык» содержались тексты, носившие очевидную идеологическую направлен­ ность. Ряд из них был посвящен религиозным празд­ никам («Рождество». «Пасха», «Христос Воскрес»). Нередко встречались антисоветские пословицы типа: «Лучше своя малая доля, чем колхозное поле». На стра­ ницах учебника пропагандировалось «беззаботное дет­ ство» в Германии (текст «Дети в Германии»). Для того чтобы расположить советских детей к русским эмиг­ рантам, печатались рассказы о горькой доле послед­ них (текст «На чужбине»). Даже в этом учебнике авторы — А.Я. Флауме и М.И. Добротворская - проявили определенную степень протеста против «онемечивания» населения страны, выходцами из которой они, по всей вероят­ ности были. Эти учебники содержали тексты таких эмигрантских писателей и поэтов, как И. Шмелев, И. Бунин, А. Ремизов, К. Бальмонт, Д. Мережков­ ский. Комментариев не требовалось — русская ли­ тература сама способна объяснить, зачем надо лю­ бить и защищать Россию. Деятельность фашистов не имела особенного успеха. Это вынужден был признать министр окку­ пированных территорий Розенберг, который отме­ чал: «...молодежь проникнута большевистским ду­ хом. Эту молодежь не удается привлечь на нашу сторону».[21.74] Об этом свидетельствуют много­ численные примеры. Так, в школах Микоян-Шахара (Карачаевск), Теберды, Черкесска и других городов и сел Ставропольского края школьники выбрасыва­ ли портреты Гитлера, выкалывали на них глаза. [22.1.6.300.82] Явная антинародная и антигуманная направ­ ленность так называемой «образовательной» поли­ тики фашистов вызывала массовый бойкот ее со стороны населения, о чем свидетельствуют много­ численные факты нежелания людей отдавать своих детей в школы, организуемые фашистами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz