Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.
В.Э. ЧЕРНИК ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ А ожет, в сердцах один из школьников как- ■ ™ ™ то сказал: «Да уж лучше бы Гитлер и вы играл. Жили бы сейчас по-человечески». Уже потом он с удивлением знакомился с планом «Ост», от крывая для себя цели фашистов на захваченной им территории. «Для не немецкого населения восточ ных областей, - говорилось в нем, - ...достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть толь ко: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным».[3. 88] Школьная политика гитлеровцев на окку пированной территории осуществлялась в соответ ствии с высказанной их фюрером мыслью о том, что «если мы будем учить русских, украинцев и кирги зов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. ...Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области гео графии может быть ограничено одной единственной фразой - «столица рейха - Берлин»... Математика и все прочее подобное совершенно не нужны».[8.211] Примером «просветительной политики» ок купантов могут служить тысячи разрушенных школьных зданий, разфабленных библиотек, со жженных томов книг и т.д. Например, только в Став ропольском крае ими было разрушено 537 школьных зданий. Имущество школ разграбили или вывезли в Германию. В школах сохранялось всего 10 процентов оборудования, которое было до войны. Почти полно стью были уничтожены библиотеки. Ущерб составил более 1млн. руб.[22.1.6.300.77-78] Ликвидировав в крае советскую систему народного образования, фашисты начали создавать свою. Было открыто около 40 небольших «народ ных» школ. Перед учителями, допущенными к обу чению, была поставлена задача, чтобы все препода вание в школе было «проникнуто духом уважения к германской армии-избавительнице и благодарности освободителю фюреру - Гитлеру», как говорилось в инструкции школам Кавминводовской группы. Об ращаясь к учителям одной из школ Пятигорска, ко мендант города говорил: «Вы должны выкорчевать из голов детей все советское, воспитать послушных учеников, готовых своим трудом отблагодарить фюрера».[22.Л.79] Главной же целью образования в «народных школах» была подготовка молодежи к физическому труду на производстве. Говорилось об этом весьма завуалированно: «Старшие школьники, закончившие 4 класс, должны привлекаться... для общественных работ».[6.507] В «народных школах» были введены телесные наказания. Они были и реакцией на проте- стные действия учащихся. Так, например, в Черкес ской гимназии ученик в присутствии учителя пове сил на портрет Гитлера дубинку с надписью «Вот что он нам принес». Учитель жестоко избил маль чика. [22.1.6.300.82] Обучение в «народных школах» велось по «исправленным» учебникам: тексты, иллюстрации, отражавшие жизнь советского государства, заклеи вались или вырывались. Зато разрешалось исполь зовать учебники, выходившие до 1914 г. Некоторые учебники были специально подготовлены для ис пользования в новых условиях. В Риге в 1942 году были изданы школьные учебники по русскому язы ку. В учебнике «Родной язык» содержались тексты, носившие очевидную идеологическую направлен ность. Ряд из них был посвящен религиозным празд никам («Рождество». «Пасха», «Христос Воскрес»). Нередко встречались антисоветские пословицы типа: «Лучше своя малая доля, чем колхозное поле». На стра ницах учебника пропагандировалось «беззаботное дет ство» в Германии (текст «Дети в Германии»). Для того чтобы расположить советских детей к русским эмиг рантам, печатались рассказы о горькой доле послед них (текст «На чужбине»). Даже в этом учебнике авторы — А.Я. Флауме и М.И. Добротворская - проявили определенную степень протеста против «онемечивания» населения страны, выходцами из которой они, по всей вероят ности были. Эти учебники содержали тексты таких эмигрантских писателей и поэтов, как И. Шмелев, И. Бунин, А. Ремизов, К. Бальмонт, Д. Мережков ский. Комментариев не требовалось — русская ли тература сама способна объяснить, зачем надо лю бить и защищать Россию. Деятельность фашистов не имела особенного успеха. Это вынужден был признать министр окку пированных территорий Розенберг, который отме чал: «...молодежь проникнута большевистским ду хом. Эту молодежь не удается привлечь на нашу сторону».[21.74] Об этом свидетельствуют много численные примеры. Так, в школах Микоян-Шахара (Карачаевск), Теберды, Черкесска и других городов и сел Ставропольского края школьники выбрасыва ли портреты Гитлера, выкалывали на них глаза. [22.1.6.300.82] Явная антинародная и антигуманная направ ленность так называемой «образовательной» поли тики фашистов вызывала массовый бойкот ее со стороны населения, о чем свидетельствуют много численные факты нежелания людей отдавать своих детей в школы, организуемые фашистами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz