Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

В.И. Черник ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 19 ная», во время которых кружковцы знакомились с историей, культурой, природными особенностями различных регионов нашей страны, постоянно про­ водились в годы войны в школах Алма-Аты, куда были эвакуированы многие дети и взрослые из Рос­ сии, Украины, Белоруссии и других регионов ог­ ромной страны. Они-то и становились активными участниками и «проводниками» на маршрутах заоч­ ных путешествий, рассказывая о своих родных мес­ тах. Все это расширяло кругозор учащихся, их зна­ ния о стране, способствовало реализации воспита­ тельных задач в работе с учащимися. В общем, обращение к опыту деятельности школы в годы войны позволяет понять, хорошо ли было «под Гитлером». А еще опыт школы военной поры показывает, что, несмотря на недостатки и трудности в организации ее работы, среди которых можно выделить ее шаблонность, догматизм, высо­ кую степень централизации выработки содержания духовной жизни, учителя искали и находили формы и методы достаточно эффективного воздействия на сознание учащихся, их приобщения к общественно- политической жизни страны. Не потерять научный и практический потен­ циал советской школы в сфере патриотического воспитания и гражданского становления подрас­ тающего поколения, искать и находить организаци­ онные и методические возможности его совершен­ ствования в сегодняшней непростой социально­ педагогической ситуации опыт - вот задача совре­ менной школы и новых поколений учителей. 18. Российская газета. 1994. 5 января. 19. Симонов К. Глазами человека моего поколения. М., 1988. С. 67. 20. Советская педагогика. - 1942. - № 3-4. - С. 73. 21. Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди насе­ ления оккупированной советской территории (1941-1944 гг.). М., 1971. С. 74. 22. Центр хранения документов молодежных организаций. 23. Центральный государственный архив Российской Феде­ рации. 24. Научный архив Российской академии образования. (В тексте в квадратных скобках указаны последовательно числа, обозначающие номер источника, страницу; для архива - фонд, опись, дело, лист). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. В помощь учителю: Методические указания о преподава­ нии общеобразовательных предметов в дни Великой Оте­ чественной войны. Саранск, 1942. 55 с. 2. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися в усло­ виях военного времени: Инструкция Наркомпроса РСФСР.-М ., 1941.-С . 6. 3. Генеральный план «Ост» // Военно-исторический журнал. 1960. № 1. С. 88. 4. Иностранные языки в школе: Сб. методич. статей / Под ред. М.В. Сергиевского. М., 1944. С. 41. 5. Краткий курс ВКП(б). М., 1938. С. 289. 6. Ломагин Н.А. Неизвестная блокада. Кн. 1. СПб., 2004. С. 404. 7. Михайлов Н. Комсомол в дни отечественной войны // Большевик. 1942. № 1. С. 51. 8. Немецко-фашистский оккупационный режим (1941-1944 гг.). М.. 1965. С. 211. 9. Нолле-Нестерова К.А. Учебник английского языка для неполной средней и средней школы. М., 1943. С .10, 86. 10. Огонек. 1988. №49. С. 7. 11. Отечественная история. 1993. № 1. С. 27. 12. Отклик. Вып. 4. М., 1988. С. 6. 13. Правда. 1941. 1 июля. 14. Правда. 1988. 20 июня. 15. Программы средней школы. История СССР. ... С. 17. 16. Программы средней школы. История СССР. Новая исто­ рия. С. 39. 17. Программы средней школы. Конституция СССР. М.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz