Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.
18 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ вость фашистской пропаганды, на мотив песни «Шар голубой»: Крутится, вертится Геббельс с утра, Крутится, вертится с пеной у рта. Крутится, вертится, хочет узнать Кто это правду посмел написать? Кто это пишет, что немцы бегут? Кто это пишет, что немцам капут? Как они смеют такое писать? Автора надо скорее поймать! Может, вот этот? А может, - другой? Кто ж это автор заметки такой? Геббельсу правды от мира не скрыть, Шила в мешке не утаить! Знают все правду, что немцы бегут. Знают все правду, что немцам капут. Геббельсу больше не верит народ, Пусть хоть три короба полных наврет! [23. 2306.70.2765.48] Война дала определенный импульс развитию детского творчества. Это находило свое выражение также в создании рукописных альбомов, журналов. Содержание их отражало участие школьников в об щественно-политической жизни страны. Например, в рукописном журнале «Юный патриот» ученики 6- й школы Перми в различной форме рассказывали о своих делах в помощь фронту, тимуровской работе и т.д. [24.15.1.203.36] Как правило, инициаторами создания и выхода таких журналов были участники литературных кружков. Они же составляли и костяк редакций стенных газет. Существенно возросло в годы Великой Оте чественной войны воспитательное значение стенной печати: выходившие в школах стенные газеты спла чивали коллектив, распространяли опыт, рассказы вали об общественных делах школьников, организо вывали их на различные дела в помощь фронту. На ряду с общешкольными газетами выходили боевые листки по классам, которые помогали быстрее от кликаться на события в стране, школе, классе, орга низуя учащихся на лучшую учебу, на помощь фрон ту. В качестве примеров можно привести опыт работы стенной газеты в Енатской школе Кичм- городецкого района Вологодской области. Она ре гулярно выходила здесь под девизом «Учись по- боевому!», отражала жизнь школы, рассказывала о том, как воюют ее выпускники. Редакция из двадца ти пяти человек была разбита на пять бригад, между которыми велось соревнование на наиболее инте ресный выпуск газеты. [23. 2306.70.2771.94] Ярко отражала жизнь и работу классов, уча щихся общешкольная газета «Победа», выходившая в Всрхне-нюдовской школе Мурманской области. [23.2306.70.2978.35] Хорошо работал сектор печати в Лажской средней школе Кировской области. Газе ты здесь хорошо оформлялись, главное - были дей ственными. В организации этой работы полезную роль сыграл корреспондентский кружок, куда вхо дили по одному выборному от класса и желающие. Здесь обрабатывались собранные юнкорами статьи, заметки и другие материалы. На занятиях кружка обсуждали предстоящие выпуски газеты. Каждый номер становился событием в жизни учащихся. Ре бята также помогали выпускать газеты в подшеф ных классах. [24.15.1.203.249.] Встретившиеся в архивных фондах работы отражают важный результат работы школы - приви тие школьникам чувства причастности к эталонам героической борьбы нашего народа против фашист ских захватчиков. Школе принадлежала большая заслуга в создании символов для постоянного срав нения подрастающим поколением своего образа жизни с тем, который пропагандировался и был не обходим для общества. Имена многих героев войны (А. Матросова, Н. Гастелло, 3. Космодемьянской, Е. Чайкиной и других) стали частью личной жизни многих детей и подростков военной поры. Целям гражданского воспитания служили и географические кружки. В центре их внимания сра зу после начала войны стали вопросы политической географии, разоблачение грабительского характера первой и особенно - второй мировой войн. Члены географических кружков совместно с участниками исторических кружков становились инициаторами создания в школах уголков Великой Отечественной войны. В них обязательно была карта, по которой можно было следить за изменениями положения на фронтах. Как правило, эта дежурная карта висела в самом видном и удобном месте. На переменах уча щиеся собирались возле нее, отмечали происходив шие перемены, обсуждали их. В этих же уголках помещались различные материалы, иллюстрирую щие очередное сообщение о ходе войны. В географических кружках большое внима ние отводилось изучению значения различных ре гионов страны для достижения победы. Например, в Краснодарском крае учащиеся самостоятельно зна комились и готовили сообщения: «Значение Кавказа как промышленной и сельскохозяйственной базы в условиях Отечественной войны», «Значение реки Волга в условиях Отечественной войны» и др. [23.2306.70.2778.33.] На основе данных периодиче ских изданий члены географических кружков в школах свердловской области составляли мини рефераты «Урал - кузница оружия», «Ленинград и его оборона» «Тыл Германии непрочен» и т. п. [23.2306.70.2795.117] С подготовленными на их ос нове сообщениями учащиеся выступали в подшеф ных госпиталях, перед трудящимися на предприяти ях, в колхозах, совхозах, по месту жительства. В рассматриваемый период в школах прово дились заочные путешествия по различным регио нам СССР. Этот вид работы сохранился и получил дальнейшее распространение в послевоенный пери од. Такие путешествия «Широка страна моя род
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz