Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

В.И. Черник ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 17 Существенное место во внеклассной работе отводилось гражданскому воспитанию школьников средствами художественной литературы. Организуя работу литературных кружков, учителя принимали во внимание возросший интерес учащихся к анти­ фашистской литературе, в том числе - немецкой. Поэтому на занятиях кружков изучались такие те­ мы, как «Фашистская Германия и творчество писа- телей-антифашистов», «Вчера и сегодня Германии в антифашистской литературе» и др. Для показа жиз­ ни Германии в период фашисткой диктатуры учите­ ля знакомили кружковцев с произведениями JI. Фейхтвангера. Например, о событиях 20-х годов в Мюнхене учащиеся узнавали из романа «Успех», из другого - «Семья Оппенгейм» - школьники узнава­ ли о поджоге рейхстага и т.д. Это помогало лучше понять причины прихода фашистов к власти, соци­ альные корни фашизма, человеконенавистническую сущность его политики. Участвуя в работе литературных кружков, учащиеся обращались также к творческому насле­ дию Г. Гейне. В частности, к поэме «Германия», которая, как отмечали учителя, представляла тем больший интерес, чем более ненавистным является все творчество Гейне для фашистов».[20.73] На за­ нятиях литературных кружков школьники знакоми­ лись с творчеством Г. Манна, Р. Роллана, А. Барбю- са, Э. Хемингуэя и др. Знакомство с произведения­ ми этих и других писателей помогало лучше понять народы, представителями которых они являлись, познакомиться с их культурой, традициями, обще­ ственной жизнью. Это, в свою очередь, способство­ вало утверждению в умах учащихся мысли, что одо­ леть фашистскую чуму может только объединение усилий разных народов. Опыт тех военных лет мо­ жет быть полезен и сегодня: увеличение удельного веса произведений зарубежных авторов в курсе ли­ тературы, в работе литературных кружков могло бы способствовать формированию культуры межна­ циональных отношений. Особенно большое место в работе литератур­ ных кружков занимали произведения о Великой Оте­ чественной войне В. Василевской («Радуга»), Б. Гор­ батова («Непокоренные»), Г. Гуляма («Ты не сиро­ та»), А. Толстого («Русский характер») и др. Школь­ ники знакомились с произведениями о жизни и под­ вигах Н. Гастелло, А. Чекалина, 3. Космодемьянской и т.д. Силу воздействия на учащихся увеличивало привлечение учителями различных средств. Напри­ мер, после чтения повести В. Василевской «Радуга» организовывался просмотр одноименного фильма. О степени эмоционального воздействия на учащихся этих фильмов можно догадываться. К сожалению, к отечественным источникам и свидетельствам вслед­ ствие непредсказуемости подходов к оценке своего прошлого зачастую возникает недоверие. Обратимся к свидетельству американцев. В своем письме Сталину Рузвельт писал: «В воскресенье в Белом Доме смотрели присланный нам Вами фильм «Радуга»... картина оказалась столь величественной, что понимали и без перевода. Она будет показана американскому народу». А аме­ риканский генерал Маккарту, посмотрев фильм, сказал, что «русские спасли цивилизацию». В кино­ театрах сразу после просмотра «Радуги» американ­ цы записывались добровольцами в армию. [18] Ценным в работе литературных, как, впро­ чем, и других кружков, было то, что они не замыка­ лись в стенах школы: их члены вели активную рабо­ ту среди населения на агитпунктах, в домоуправле­ ниях, в избах-читальнях и т.д. Все это было естест­ венным продолжением кружковой работы: школь­ ники вместе с учителями искали возможные пути реализации своих творческих замыслов, находок. Например, члены агитбригад выступали со сти­ хами, частушками, написанными участниками литера­ турных кружков. Так, смоленские школьники - члены литкружка и агитбригады - сочинили и пели частушки: Немка Гитлера рожала - Вся Германия дрожала: Ждите горя, ждите бед - Народился людоед! А на улице туман - Полное затмение. Глянул Гитлер на Москву И лишился зрения. Через белую дорожку Пробежала мышка. Скоро красные придут - Полицаям крышка. Гитлер русского спросил: - Много ли оружия? - Хватит-хватит, черт косой, Вся Москва загружена. А немецкие вояки... На словах они сильны! Только после каждой драки Моют в озере штаны. Скоро-скоро снег растает, С гор покатится вода. Наши здорово воюют - Занимают города. [22.1.6.299.114] Веселые, озорные эти и подобные им частуш­ ки не только поднимали настроение, но и вселяли уверенность в скорой победе. Порой члены литкружка в сотрудничестве с членами агитбригад сочиняли слова на мотив полю­ бившейся всем песни и выступали перед населени­ ем. Например, член литкружка Датон Лабендик, восьмиклассник одной из школ Славгорода При­ морского края, сочинил стихи, разоблачавшие лжи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz