Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

16 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ ского-Корсакова в Тихвине», «Фашисты насильно отбирают у крестьян в занятых ими районах скот, хлеб, одежду - все, вплоть до последней детской ру­ башки» и др. . [23.2306.70.2776.157] В Тотемской школе № 1 Вологодской области учительница Некра­ сова на уроке «Сложноподчиненные предложения» приводила такие примеры: «Немецко-фашистские бандиты бросили все резервы, чтобы добиться успеха в боях на подступах к Москве», «Нет, никогда Гитле­ ру не уничтожить наш гордый русский народ, так как он могуч и его дело правое» и др. . [23. 2306.70.2771.45] Учителя стремились таким образом актуализировать содержание учебного материала, усиливать его воспитательное значение, хотя в ряде случае, как это видно, в частности, из приведенных примеров, делалось это слишком прямолинейно. В годы войны особое значение имело также изучение иностранных языков в школе. Учителя этого предмета стремились не только добиться прочных знаний учащихся по всем разделам языка, но и значительно усилить воспитательный потенци­ ал уроков. Особое внимание обращалось на воспи­ тание у учащихся патриотизма, любви к своему го­ сударству, на приучение их к ведению систематиче­ ской работы по разоблачению фашистской идеоло­ гии и политики. Вот почему при изучении текстов таких авторов, как Г. Гейне, JI. Фейхтвангер учителя на уроках немецкого языка раскрывали политиче­ ские установки фашизма. В процессе обогащения словарного запаса учащихся большое внимание уделялось общественно-политической лексике. Нужно отметить, что в условиях войны с не- мецко-фашистскими захватчиками у многих детей было крайне негативное отношение к изучению не­ мецкого языка - «зачем нам знать язык фашистов?». Учителя стремились показать необходимость изуче­ ния языка, связывая это с военными нуждами. На­ пример, учитель М.Я. Федоров из г. Шумерля Чу­ вашской АССР использовал для этого статью «Мщение» из «Учительской газеты». В нем расска­ зывалось, как бывший учитель немецкого языка стал командиром партизанского отряда, пользовался своим знанием языка: переодевался немецким офи­ цером, проникал в распоряжение вражеских частей и добывал ценные сведения. [4.41] Были внесены изменения в содержание учеб­ ников иностранного языка, где появились тексты о шедшей войне, о государственной политике стран антигитлеровской коалиции. Так, в учебник англий­ ского языка был включен текст «Двадцать второе», в котором рассказывалось о нападении гитлеров­ ской Германии на СССР и начале Великой Отечест­ венной войны. Другой текст - «Двенадцать героев» (из книги В. Иванова «Молодежь героического Ле­ нинграда») - рассказывал о подвиге двенадцати за­ щитников Ленинграда, ценой собственной жизни преградивших путь вражеским танкам. [9.10,86] В целом можно утверждать, что преподава­ ние предметов гуманитарного цикла, хотя в нем и имелись недостатки, способствовало формированию у учащихся уверенности в могуществе их страны, в справедливости войны против фашистских захват­ чиков, давало образцы для поведения, направленно­ го на деятельное содействие приближению разгрома немецко-фашистских захватчиков, усилению насту­ пательной способности Красной Армии. Во внеучебной работе с учащимися в годы Великой Отечественной войны Нарком просом РСФСР рекомендовал использовать в основном те же, что и до войны, формы и методы работы, уде­ ляя, однако, основное внимание занятиям оборонно­ го характера и общественно полезной деятельности учащихся.[2] В работе всех предметных кружков были, естественно, свои особенности, обусловлен­ ные спецификой предметов, но всех их объединяла направленность деятельности на борьбу с немецко- фашистскими захватчиками, а также стремление связать свою работу с общественно-политической жизнью страны в военных условиях. События Великой Отечественной войны вы­ звали к жизни новую тематику в работе историче­ ских кружков: «Города-герои Великой Отечествен­ ной войны», «Трудовой подвиг советского народа в тылу» и др. Последняя тема имела особое значение для гражданского воспитания учащихся. Это связа­ но с тем, что большинство ребят со свойственной для этого возраста психологией увлекались всем героическим, фронтовыми событиями и не всегда понимали героику труда в тылу. Поэтому важно было показать, что победа куется в тылу благодаря героическому труду всех людей, объединенных стремлением к победе и установлению мира. В деятельности кружков получила распро­ странение краеведческая тематика. Кружковцы собирали материалы об участниках войны - своих земляках. Например, члены исторического кружка 70-й одесской школы под руководством своей учи­ тельницы Загривы собирали материалы об участии в войне одесситов. В Ширяевской школе Одесской области кружковцы организовали уголок «Патрио­ ты Родины - воспитанники нашей школы», где бы­ ли собраны фотографии, письма с фронта, личные вещи воинов - бывших учеников школы. [22.1.7.111.91] Уже в послевоенные годы опыт этих и других школ, например, Борисовской в Мо­ сковской области, был использован при создании уголков, комнат, залов и музеев боевой славы. Большое распространение получило ведение учениками дневников об их работе на заводах и фаб­ риках, об оказании помощи фронту и т.д. Это в значи­ тельной степени способствовало гражданскому воспи­ танию учащихся, так как связывало дела и судьбы страны с их жизнью, позволяло лучше осознать, что и от них зависит свобода и независимость страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz