Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.
В.И. Черник ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 15 ния в хозяйстве отдельных зарубежных стран и рай онов СССР, вызванные войной. Не все учителя, как показывают факты, могли связать теоретический материал программы с вопросами современности и дать им правильное объяснение. Так, при изучении темы «Италия» в одной из школ Балахны учитель ница, «рассказывая о похождениях итальянских во як, опустила вопросы программного содержания». В результате урок географии превратился в «урок те кущей политики». [23.2306.70.2774.36] Нередкими были случаи, когда учителя, в силу собственной неграмотности, допускали серьезные фактические ошибки. Например, учительница одной из горьков ских школ при прохождении темы «Границы СССР» назвала соседями Советского государства Эстонию, Литву, Латвию, которые были представлены уча щимся как враждебные СССР. Свою ошибку учи тельница объяснила тем, что «так в учебнике», ко торый был издан в 1939 г. и не отражал происшед ших перемен. [23.2306.70.2870.36] Известны случаи, когда учителя географии, стремясь «увязать» материал уроков с современно стью, требовали от учащихся воспроизведения по следних сводок Совинформбюро. В случае, если те затруднялись, их долго корили. Другие учителя счи тали нужным зачитывать в классе доклады или вы ступления руководителей страны и др. [23.2306.70.2870.91] Конечно, это было проявлением и собственной слабой профессиональной подготовки, и - во многом - следствием системы начетничества и догматизма, сопряженной с опасностью подвергнуть ся наказанию за отступление от буквы инструкции, которая в те годы утвердилась в стране. Большой силой воспитательного воздействия на детей и подростков обладает школьный курс лите ратуры. Однако уже в довоенное время уроки литера туры становились в достаточной степени заформали- зованными, не пробуждающими самостоятельную мысль учащихся. На них, так же как и в самой лите ратуре, да и в жизни, утверждалась, говоря словами В.В. Вересаева, «двухэтажность»: «одно мы пишем для себя, другое - для печати». [10.7] Война многое изменила. Так же, как и другие, уроки литературы стали увязываться с начавшейся войной, воспитанием у учащихся ненависти к врагу, презрения к трусости, готовности стать на защиту отечества. Изучавшийся литературный материал учителя стремились связывать, там, где возможно, с событиями Великой Отечественной войны. Напри мер, ленинградская учительница Е.И. Нечанская, стараясь воспитать у своих учеников храбрость, презрение к смерти и трусости, наряду с программ ными произведениями М.Ю. Лермонтова знакомила их с поэмой «Беглец». Изложения, написанные за тем учащимися, показали, что трус Гарун, бежав ший с поля боя, не сумевший отомстить за смерть родных и презираемый всеми, вызвал у них презре ние и отвращение.[24.15.1.203.36] Многие темы давались учителями по-новому. Например, как свидетельствуют воспоминания ве теранов, в теме о В.А. Жуковском обычно изуча лась «Светлана», «Теон и Эсхин», а стихотворение «Певец в стане русских воинов», написанное во время отечественной войны 1812 г., не рассматрива лось. В условиях Великой Отечественной войны учителя как раз обращались к этому стихотворению, полному патриотических чувств, горячей любви к родине. При изучении в 6 классе творческого насле дия Л.Н. Толстого методическими рекомендациями учителям литературы предлагалось знакомить уча щихся с жизнью писателя, рассказывать им об уча стии Толстого в обороне Севастополя, читать «Се вастопольские рассказы». Кроме того, учащиеся должны были прочитать те страницы романа «Вой на и мир», где говорится о Пете Ростове, ушедшем к партизанам. Разбор отрывков романа рекомендова лось сопровождать рассказами об участии в Вели кой Отечественной войне советских детей. В 7 клас се также при изучении творческого наследия Л.Н. Толстого предлагалось рассказывать учащимся о Ясной Поляне, о разрушении ее фашистами. Вместо изучения «После бала» учащиеся должны были по знакомиться с отрывком из «Войны и мира» - «Ку тузов на Бородинском поле».[1] Уроки строились не только на основе произ ведений классической литературы, но и только что появившихся произведений, среди которых «Рус ский вопрос» К. Симонова, «Радуга» В. Василев ской, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Акценти ровали внимание на тех чертах людей, которые по могали им выстоять в трудной ситуации. Словом, уроки литературы способствовали воспитанию у учащихся любви к отечеству, форми ровали в сознании учащихся образцы патриотиче ского поведения. Значительные возможности для гражданской направленности воспитания учащихся в годы войны давало изучение русского и других языков народов СССР, а также - иностранных. В условиях Великой Отечественной войны учителя русского и других языков старались насыщать свои уроки содержанием, которое воздействовало бы на патриотические чувст ва учащихся, вызывало у них желание всеми возмож ными средствами противостоять захватчикам, защи тить свое отечество. Для этого на уроках активно использовались материалы прессы. Так, в школе № 1 Молотовска Архангельской области на уроку «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» в 6 классе использовались такие примеры: «Фашисты разрушили ценнейшие памятники русской старины: храм-музей в Новгороде, дом-музей Чехова в Таганроге, домик Чайковского в Клину, дом Рим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz