Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

В.И. Черник ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 15 ния в хозяйстве отдельных зарубежных стран и рай­ онов СССР, вызванные войной. Не все учителя, как показывают факты, могли связать теоретический материал программы с вопросами современности и дать им правильное объяснение. Так, при изучении темы «Италия» в одной из школ Балахны учитель­ ница, «рассказывая о похождениях итальянских во­ як, опустила вопросы программного содержания». В результате урок географии превратился в «урок те­ кущей политики». [23.2306.70.2774.36] Нередкими были случаи, когда учителя, в силу собственной неграмотности, допускали серьезные фактические ошибки. Например, учительница одной из горьков­ ских школ при прохождении темы «Границы СССР» назвала соседями Советского государства Эстонию, Литву, Латвию, которые были представлены уча­ щимся как враждебные СССР. Свою ошибку учи­ тельница объяснила тем, что «так в учебнике», ко­ торый был издан в 1939 г. и не отражал происшед­ ших перемен. [23.2306.70.2870.36] Известны случаи, когда учителя географии, стремясь «увязать» материал уроков с современно­ стью, требовали от учащихся воспроизведения по­ следних сводок Совинформбюро. В случае, если те затруднялись, их долго корили. Другие учителя счи­ тали нужным зачитывать в классе доклады или вы­ ступления руководителей страны и др. [23.2306.70.2870.91] Конечно, это было проявлением и собственной слабой профессиональной подготовки, и - во многом - следствием системы начетничества и догматизма, сопряженной с опасностью подвергнуть­ ся наказанию за отступление от буквы инструкции, которая в те годы утвердилась в стране. Большой силой воспитательного воздействия на детей и подростков обладает школьный курс лите­ ратуры. Однако уже в довоенное время уроки литера­ туры становились в достаточной степени заформали- зованными, не пробуждающими самостоятельную мысль учащихся. На них, так же как и в самой лите­ ратуре, да и в жизни, утверждалась, говоря словами В.В. Вересаева, «двухэтажность»: «одно мы пишем для себя, другое - для печати». [10.7] Война многое изменила. Так же, как и другие, уроки литературы стали увязываться с начавшейся войной, воспитанием у учащихся ненависти к врагу, презрения к трусости, готовности стать на защиту отечества. Изучавшийся литературный материал учителя стремились связывать, там, где возможно, с событиями Великой Отечественной войны. Напри­ мер, ленинградская учительница Е.И. Нечанская, стараясь воспитать у своих учеников храбрость, презрение к смерти и трусости, наряду с программ­ ными произведениями М.Ю. Лермонтова знакомила их с поэмой «Беглец». Изложения, написанные за­ тем учащимися, показали, что трус Гарун, бежав­ ший с поля боя, не сумевший отомстить за смерть родных и презираемый всеми, вызвал у них презре­ ние и отвращение.[24.15.1.203.36] Многие темы давались учителями по-новому. Например, как свидетельствуют воспоминания ве­ теранов, в теме о В.А. Жуковском обычно изуча­ лась «Светлана», «Теон и Эсхин», а стихотворение «Певец в стане русских воинов», написанное во время отечественной войны 1812 г., не рассматрива­ лось. В условиях Великой Отечественной войны учителя как раз обращались к этому стихотворению, полному патриотических чувств, горячей любви к родине. При изучении в 6 классе творческого насле­ дия Л.Н. Толстого методическими рекомендациями учителям литературы предлагалось знакомить уча­ щихся с жизнью писателя, рассказывать им об уча­ стии Толстого в обороне Севастополя, читать «Се­ вастопольские рассказы». Кроме того, учащиеся должны были прочитать те страницы романа «Вой­ на и мир», где говорится о Пете Ростове, ушедшем к партизанам. Разбор отрывков романа рекомендова­ лось сопровождать рассказами об участии в Вели­ кой Отечественной войне советских детей. В 7 клас­ се также при изучении творческого наследия Л.Н. Толстого предлагалось рассказывать учащимся о Ясной Поляне, о разрушении ее фашистами. Вместо изучения «После бала» учащиеся должны были по­ знакомиться с отрывком из «Войны и мира» - «Ку­ тузов на Бородинском поле».[1] Уроки строились не только на основе произ­ ведений классической литературы, но и только что появившихся произведений, среди которых «Рус­ ский вопрос» К. Симонова, «Радуга» В. Василев­ ской, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Акценти­ ровали внимание на тех чертах людей, которые по­ могали им выстоять в трудной ситуации. Словом, уроки литературы способствовали воспитанию у учащихся любви к отечеству, форми­ ровали в сознании учащихся образцы патриотиче­ ского поведения. Значительные возможности для гражданской направленности воспитания учащихся в годы войны давало изучение русского и других языков народов СССР, а также - иностранных. В условиях Великой Отечественной войны учителя русского и других языков старались насыщать свои уроки содержанием, которое воздействовало бы на патриотические чувст­ ва учащихся, вызывало у них желание всеми возмож­ ными средствами противостоять захватчикам, защи­ тить свое отечество. Для этого на уроках активно использовались материалы прессы. Так, в школе № 1 Молотовска Архангельской области на уроку «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» в 6 классе использовались такие примеры: «Фашисты разрушили ценнейшие памятники русской старины: храм-музей в Новгороде, дом-музей Чехова в Таганроге, домик Чайковского в Клину, дом Рим­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz