Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.
14 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ ционных блоков», навязывались одни понятия, «от менялись» другие, «открывались» и «закрывались» целые исторические эпохи. [12.6] Это, в свою оче редь, вело не только к образованию пробелов в ис торических знаниях учащихся, но и формированию в достаточной степени искаженного сознания под растающего поколения. В то же время не может вызывать сомнения и тот факт, что преподавание истории в годы Великой Отечественной войны способствовало воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств, готовности беззаветно служить своей Родине. С началом войны были также внесены изме нения в преподавание и других школьных предме тов. Например, из 66 часов, отводившихся на весь курс «Конституции СССР», 8 было посвящено изу чению новой темы - «Советское государство в ус ловиях Великой Отечественной войны против гит леровской Германии». [17] При этом семиклассники знакомились с задачами, которые стояли в войне перед страной. Особое внимание уделялось озна комлению с созданием антигитлеровской коалиции и роли в ней Советского Союза. Были внесены изменения в изучение некото рых тем курса. Например, при знакомстве с полити ческой основой СССР один из двух уроков отводил ся характеристике гитлеровского «нового порядка», бесправного положения людей на временно оккупи рованной фашистами территории. При изучении темы «Высшие органы государственной власти СССР» особое внимание обращалось на деятель ность Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования. К проведению всех уроков широко привле кался газетный материал, использовались сообще ния Совинформбюро. По утрам учащиеся, в первую очередь пионеры и комсомольцы, по очереди слу шали и записывали последнюю сводку новостей Совинформбюро, чтобы сообщить ее в классе. Значительный воспитательный потенциал не сли в себе уроки экономической географии. В годы войны произошли огромные изменения на полити ческой карте Европы: многие страны лишились са мостоятельности, границы были «размыты», пере несены столицы и т.д. Анализ этих перемен опреде лял особое место курса географии в воспитании школьников в годы войны. Содержание школьных курсов географии тесно увязывалось с ее события ми. Учителя широко использовали материалы со временности. Изучая, например, Германию, они особое внимание уделяли характеристике государ ственного строя, рассказывали о приходе к власти фашистов во главе с Гитлером и причинах этого, объясняли название партии - «национал- социалистическая», сообщали, что собой представ ляет Гитлер. [23.2306.70.2771.70] Знакомя учащихся с сущностью германского фашизма, учителя раскрывали его антигуманную политику. Так, при изучении в пятом классе темы «Население СССР» учительница средней школы № 3 станице Фастовецкая Тихорецкого района Красно дарского края М.И. Евстафьева не только знакомила с тем, какие народы населяют нашу страну, но и с положением оказавшихся на оккупированной гитле ровскими захватчиками территории. При этом она старалась в доступной пятиклассникам форме рас крыть расовую теорию фашистов, подводя также учащихся к мысли о недопустимости негативного отношения к евреям, наблюдавшегося в стани- це.[23.2306.70.2778.26] Учителя на своих уроках показывали, что не сет оккупация. Для этого постоянно привлекался газетный материал, сводки Совинформбюро. На пример, учитель Левин из средней школы № 49 г. Горького широко использовал на своих уроках вы резки, фотографии, другие материалы, дополняю щие текст учебника. При изучении с учащимися темы «Калининская область» он рассказывал о звер ствах фашистов, борьбе жителей области с ними. [23.2306.70.2807.83] Учителя географии свердлов ских школ организовали ведение учащимися тетра дей для записи в них событий современности, что становилось хорошим дополнением к учебнику. [23.2306.70.2795.117] Такая разнообразная работа способствовала тому, что учащиеся систематически следили за событиями политической и экономиче ской жизни страны. Анализ различных источников показывает, что, решая воспитательные задачи на уроках гео графии, учителя использовали различные методы воздействия на сознание учащихся. Помимо уже упомянутых широко использовалась самостоятель ная работа учащихся, готовивших различные сооб щения, доклады. Это, например, широко практико валось в школах Вологодской области, где учащиеся писали мини-рефераты «Непрочность тыла фашист ской Германии», «Мощь стран антифашистского блока», «Значение Казахстана в осуществлении за дач разгрома фашистских захватчиков» и др. [23.2306.70. 2771.69] В школах Горького, например, учащиеся решали различные географические задачи: о военных поставках из США в СССР, о переброске войск союзников к Мальте, Суэцкому каналу и т.д. [23.2306.70. 2774.36] Выполнение различного рода практических заданий, требовавших систематической работы с периодической печатью, не только развивало позна вательную активность учащихся, но связывало обу чение с жизнью. Вместе с тем, в преподавании географии в школе были, естественно, недочеты и трудности, вызванные временем, низким уровнем подготовки учительских кадров, и другими причинами. На уро ках временами использовался устаревший фактиче ский материал, не исправлялись устаревшие форму лировки учебников, не всегда учитывались измене
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz