Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

14 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ ционных блоков», навязывались одни понятия, «от­ менялись» другие, «открывались» и «закрывались» целые исторические эпохи. [12.6] Это, в свою оче­ редь, вело не только к образованию пробелов в ис­ торических знаниях учащихся, но и формированию в достаточной степени искаженного сознания под­ растающего поколения. В то же время не может вызывать сомнения и тот факт, что преподавание истории в годы Великой Отечественной войны способствовало воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств, готовности беззаветно служить своей Родине. С началом войны были также внесены изме­ нения в преподавание и других школьных предме­ тов. Например, из 66 часов, отводившихся на весь курс «Конституции СССР», 8 было посвящено изу­ чению новой темы - «Советское государство в ус­ ловиях Великой Отечественной войны против гит­ леровской Германии». [17] При этом семиклассники знакомились с задачами, которые стояли в войне перед страной. Особое внимание уделялось озна­ комлению с созданием антигитлеровской коалиции и роли в ней Советского Союза. Были внесены изменения в изучение некото­ рых тем курса. Например, при знакомстве с полити­ ческой основой СССР один из двух уроков отводил­ ся характеристике гитлеровского «нового порядка», бесправного положения людей на временно оккупи­ рованной фашистами территории. При изучении темы «Высшие органы государственной власти СССР» особое внимание обращалось на деятель­ ность Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования. К проведению всех уроков широко привле­ кался газетный материал, использовались сообще­ ния Совинформбюро. По утрам учащиеся, в первую очередь пионеры и комсомольцы, по очереди слу­ шали и записывали последнюю сводку новостей Совинформбюро, чтобы сообщить ее в классе. Значительный воспитательный потенциал не­ сли в себе уроки экономической географии. В годы войны произошли огромные изменения на полити­ ческой карте Европы: многие страны лишились са­ мостоятельности, границы были «размыты», пере­ несены столицы и т.д. Анализ этих перемен опреде­ лял особое место курса географии в воспитании школьников в годы войны. Содержание школьных курсов географии тесно увязывалось с ее события­ ми. Учителя широко использовали материалы со­ временности. Изучая, например, Германию, они особое внимание уделяли характеристике государ­ ственного строя, рассказывали о приходе к власти фашистов во главе с Гитлером и причинах этого, объясняли название партии - «национал- социалистическая», сообщали, что собой представ­ ляет Гитлер. [23.2306.70.2771.70] Знакомя учащихся с сущностью германского фашизма, учителя раскрывали его антигуманную политику. Так, при изучении в пятом классе темы «Население СССР» учительница средней школы № 3 станице Фастовецкая Тихорецкого района Красно­ дарского края М.И. Евстафьева не только знакомила с тем, какие народы населяют нашу страну, но и с положением оказавшихся на оккупированной гитле­ ровскими захватчиками территории. При этом она старалась в доступной пятиклассникам форме рас­ крыть расовую теорию фашистов, подводя также учащихся к мысли о недопустимости негативного отношения к евреям, наблюдавшегося в стани- це.[23.2306.70.2778.26] Учителя на своих уроках показывали, что не­ сет оккупация. Для этого постоянно привлекался газетный материал, сводки Совинформбюро. На­ пример, учитель Левин из средней школы № 49 г. Горького широко использовал на своих уроках вы­ резки, фотографии, другие материалы, дополняю­ щие текст учебника. При изучении с учащимися темы «Калининская область» он рассказывал о звер­ ствах фашистов, борьбе жителей области с ними. [23.2306.70.2807.83] Учителя географии свердлов­ ских школ организовали ведение учащимися тетра­ дей для записи в них событий современности, что становилось хорошим дополнением к учебнику. [23.2306.70.2795.117] Такая разнообразная работа способствовала тому, что учащиеся систематически следили за событиями политической и экономиче­ ской жизни страны. Анализ различных источников показывает, что, решая воспитательные задачи на уроках гео­ графии, учителя использовали различные методы воздействия на сознание учащихся. Помимо уже упомянутых широко использовалась самостоятель­ ная работа учащихся, готовивших различные сооб­ щения, доклады. Это, например, широко практико­ валось в школах Вологодской области, где учащиеся писали мини-рефераты «Непрочность тыла фашист­ ской Германии», «Мощь стран антифашистского блока», «Значение Казахстана в осуществлении за­ дач разгрома фашистских захватчиков» и др. [23.2306.70. 2771.69] В школах Горького, например, учащиеся решали различные географические задачи: о военных поставках из США в СССР, о переброске войск союзников к Мальте, Суэцкому каналу и т.д. [23.2306.70. 2774.36] Выполнение различного рода практических заданий, требовавших систематической работы с периодической печатью, не только развивало позна­ вательную активность учащихся, но связывало обу­ чение с жизнью. Вместе с тем, в преподавании географии в школе были, естественно, недочеты и трудности, вызванные временем, низким уровнем подготовки учительских кадров, и другими причинами. На уро­ ках временами использовался устаревший фактиче­ ский материал, не исправлялись устаревшие форму­ лировки учебников, не всегда учитывались измене­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz