Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.
В. И. Чсрник ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 13 силу в виде вполне определенных идей, связанных с защитой страны, чтобы они становились убежде ниями, стимулирующими соответствующую им дея тельность и поведение. Это делалось как на уроках, так и во внеучеб- ное время. С началом войны учителя, не дожидаясь специальных указаний, осуществляли перестройку преподавания истории с целью усиления их воспи тательной направленности применительно к услови ям военного времени. При изучении истории древ него мира в 5-6 классах учащиеся, знакомясь с сущ ностью рабовладельческого строя, должны были уяснить рабовладельческий характер «того ярма, которое Гитлер хотел бы наложить на народы нашей страны». [23.2306.7.2847.94] В содержание всех школьных курсов истории были внесены коррективы: в частности, увеличи лось количество часов на изучение тем, связанных с историей войн. Так, в 7 классе в курсе истории средних веков было увеличено время на изучение тем «Германия в 12-15 вв.», «Чехия в 12-15 вв.», «Тридцатилетняя война» и др. В 8 классе в курсе Истории СССР было добавлено время на изучение темы «Борьба с немецкими и шведскими феодала ми» и т.д.[23.2306.69.2696.3] Дополнительно выделявшееся время исполь зовалось учителями для более яркого показа уча щимся тех событий прошлого, которые выявляли захватническую политику Германии и героическую борьбу порабощенных ею народов. Так, при изуче нии темы «Германия в 12-15 вв.» учителя подробно останавливались на захватнической политике не мецких феодалов на Востоке, на их жестоком обра щении к порабощенным народам, рассказывая уча щимся о тех героических битвах, которые приоста новили продвижение немецких «псов-рыцарей» на Восток - Ледовом побоище и Грюнвальдской битве. При этом исторический материал, как прави ло, выводился учителями на современные события. Анализ различных источников свидетельствует, что учителя на своих уроках стремились воспитать у учащихся чувство ненависти к врагу, посягнувшему на свободу страны, их свободу. Такую возможность давали многие темы по истории. Учителя уделяли специальное внимание углубленной характеристике прусской военщины, рассматривавшейся ими в ка честве идейной вдохновительницы и предтечи гер манского фашизма. При этом использовались мет кие замечания о прусской военщине Г. Гейне, кото рый писал, что «из ила Нильской долины возникли не только крокодилы, но и наследственно привиле гированное сословие, которое кровожадностью и прожорливостью даже превосходит крокодилов». [23.2306.69.2696.3] Однако в годы войны в содержании школьно го исторического образования явно наметилась ан- тинемецкая направленность. Вся история немецкого государства представлялась как сплошная цепь войн за порабощение русского и других народов, а сами немцы - как первейшие враги цивилизации и про гресса. Из содержания курса истории был изъят да же имевшийся в довоенных учебниках материал о перемещении центра международного рабочего движения в Германию (1848 г.) как «проблема, трудная для усвоения». [23.2306.69.2696.9] Конечно, необходимо было воспитывать ненависть к фашист ским захватчикам, но такая политизация историче ского образования, зачастую в ущерб достоверности и исторической правде, вела к формированию иска женного сознания учащихся. К этому же вело заведомо ложное раскрытие и других тем. В частности, при изучении курса ис тории СССР в 10 классе учащиеся в качестве «одно го из факторов незыблемости морально- политического единства советского народа» пре подносилось массовое уничтожение ни в чем не по винных людей.[15.17] Учителя, руководствуясь раз личного рода указаниями, «вскрывали огромное значение своевременного разгрома врагов народа для окончательной победы над фашизмом». [23.2306.70.2795.94] Вообще в преподавании истории в годы Ве ликой Отечественной войны произошло смещение некоторых акцентов при раскрытии тех или иных тем. Происходило это с учетом изменившихся реа лий. Так, в условиях войны, когда США и Велико британия стали союзниками нашей страны по анти гитлеровской коалиции, были внесены изменения в освещение истории этих стран. Если до войны делался акцент на противоре чия, разделявшие наши страны; на то, что, напри мер, США и Великобритания были главными орга низаторами и участниками интервенции молодой Советской республики и т.п., то в условиях войны показывалось, что дружба народов нашей страны и США имеет давние исторические традиции. Акцент делался на дружественную позицию России во вре мя войны американцев за свою независимость, по мощь России северным штатам в борьбе против ра бовладельческого Юга и т.д. При изучении истории Великобритании особое внимание стало уделяться ознакомлению с ее демократическими традициями. [16.39] Рассказывая о событиях прошлого, учителя стремились подвести учащихся к лучшему понима нию той исторической обстановки и тех историче ских условий, которые привели к союзу народы на ших стран в совместной борьбе против гитлеровско го фашизма. Школьное историческое образование периода войны подтверждает высказанную академиком Б.А. Рыбаковым мысль о том, что «грубое вторжение конъюнктуры в такое тонкое дело, каким является преподавание истории», вело к тому, что «произ вольно менялись, нарушались структуры информа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz