Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.

В. И. Чсрник ШКОЛА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 13 силу в виде вполне определенных идей, связанных с защитой страны, чтобы они становились убежде­ ниями, стимулирующими соответствующую им дея­ тельность и поведение. Это делалось как на уроках, так и во внеучеб- ное время. С началом войны учителя, не дожидаясь специальных указаний, осуществляли перестройку преподавания истории с целью усиления их воспи­ тательной направленности применительно к услови­ ям военного времени. При изучении истории древ­ него мира в 5-6 классах учащиеся, знакомясь с сущ­ ностью рабовладельческого строя, должны были уяснить рабовладельческий характер «того ярма, которое Гитлер хотел бы наложить на народы нашей страны». [23.2306.7.2847.94] В содержание всех школьных курсов истории были внесены коррективы: в частности, увеличи­ лось количество часов на изучение тем, связанных с историей войн. Так, в 7 классе в курсе истории средних веков было увеличено время на изучение тем «Германия в 12-15 вв.», «Чехия в 12-15 вв.», «Тридцатилетняя война» и др. В 8 классе в курсе Истории СССР было добавлено время на изучение темы «Борьба с немецкими и шведскими феодала­ ми» и т.д.[23.2306.69.2696.3] Дополнительно выделявшееся время исполь­ зовалось учителями для более яркого показа уча­ щимся тех событий прошлого, которые выявляли захватническую политику Германии и героическую борьбу порабощенных ею народов. Так, при изуче­ нии темы «Германия в 12-15 вв.» учителя подробно останавливались на захватнической политике не­ мецких феодалов на Востоке, на их жестоком обра­ щении к порабощенным народам, рассказывая уча­ щимся о тех героических битвах, которые приоста­ новили продвижение немецких «псов-рыцарей» на Восток - Ледовом побоище и Грюнвальдской битве. При этом исторический материал, как прави­ ло, выводился учителями на современные события. Анализ различных источников свидетельствует, что учителя на своих уроках стремились воспитать у учащихся чувство ненависти к врагу, посягнувшему на свободу страны, их свободу. Такую возможность давали многие темы по истории. Учителя уделяли специальное внимание углубленной характеристике прусской военщины, рассматривавшейся ими в ка­ честве идейной вдохновительницы и предтечи гер­ манского фашизма. При этом использовались мет­ кие замечания о прусской военщине Г. Гейне, кото­ рый писал, что «из ила Нильской долины возникли не только крокодилы, но и наследственно привиле­ гированное сословие, которое кровожадностью и прожорливостью даже превосходит крокодилов». [23.2306.69.2696.3] Однако в годы войны в содержании школьно­ го исторического образования явно наметилась ан- тинемецкая направленность. Вся история немецкого государства представлялась как сплошная цепь войн за порабощение русского и других народов, а сами немцы - как первейшие враги цивилизации и про­ гресса. Из содержания курса истории был изъят да­ же имевшийся в довоенных учебниках материал о перемещении центра международного рабочего движения в Германию (1848 г.) как «проблема, трудная для усвоения». [23.2306.69.2696.9] Конечно, необходимо было воспитывать ненависть к фашист­ ским захватчикам, но такая политизация историче­ ского образования, зачастую в ущерб достоверности и исторической правде, вела к формированию иска­ женного сознания учащихся. К этому же вело заведомо ложное раскрытие и других тем. В частности, при изучении курса ис­ тории СССР в 10 классе учащиеся в качестве «одно­ го из факторов незыблемости морально- политического единства советского народа» пре­ подносилось массовое уничтожение ни в чем не по­ винных людей.[15.17] Учителя, руководствуясь раз­ личного рода указаниями, «вскрывали огромное значение своевременного разгрома врагов народа для окончательной победы над фашизмом». [23.2306.70.2795.94] Вообще в преподавании истории в годы Ве­ ликой Отечественной войны произошло смещение некоторых акцентов при раскрытии тех или иных тем. Происходило это с учетом изменившихся реа­ лий. Так, в условиях войны, когда США и Велико­ британия стали союзниками нашей страны по анти­ гитлеровской коалиции, были внесены изменения в освещение истории этих стран. Если до войны делался акцент на противоре­ чия, разделявшие наши страны; на то, что, напри­ мер, США и Великобритания были главными орга­ низаторами и участниками интервенции молодой Советской республики и т.п., то в условиях войны показывалось, что дружба народов нашей страны и США имеет давние исторические традиции. Акцент делался на дружественную позицию России во вре­ мя войны американцев за свою независимость, по­ мощь России северным штатам в борьбе против ра­ бовладельческого Юга и т.д. При изучении истории Великобритании особое внимание стало уделяться ознакомлению с ее демократическими традициями. [16.39] Рассказывая о событиях прошлого, учителя стремились подвести учащихся к лучшему понима­ нию той исторической обстановки и тех историче­ ских условий, которые привели к союзу народы на­ ших стран в совместной борьбе против гитлеровско­ го фашизма. Школьное историческое образование периода войны подтверждает высказанную академиком Б.А. Рыбаковым мысль о том, что «грубое вторжение конъюнктуры в такое тонкое дело, каким является преподавание истории», вело к тому, что «произ­ вольно менялись, нарушались структуры информа­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz