Черник, В. Э. Школа страны в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 11-19.
12 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Большое внимание в годы войны уделялось воспитанию у школьников ненависти к врагу, по сягнувшему на свободу их страны, несшему смерть родным, близким. Ненависть к поработителям, борьба с ними - это активное выражение патрио тизма. Организуя работу в этом направлении, учи тельство стремилось информировать о вражеских злодеяниях, рассказывать о грабежах и насилии. Такой подход к освещению событий был ха рактерен для всего периода Великой Отечественной войны. Это было тем более необходимо, что совет ские дети к началу войны знали Германию Маркса и Энгельса, Карла Либкнехта и Розы Люксембург, Эрнста Тельмана и рабочих Рура, знали ее как стра ну, славившуюся давними революционными тради циями. Они знали Германию, давшую миру Гете, Бетховена, других выдающихся деятелей науки и культуры. Значительно меньше советские люди знали о той Германии, где господствовала фашистская дик татура. В предвоенные годы было мало антифаши стской литературы и фильмов, антигитлеровская пропаганда почти не велась, а накануне войны во обще прекратилась. После подписания 28 сентября 1939 г. договора о дружбе и границах между СССР Германией были дезавуированы все прошлые анти фашистские идеологические установки. А целый ряд заявлений, сделанных от имени Советского Правительства В.М. Молотовым буквально накану не войны, внесли сумятицу в сознание многих лю дей. Например, в одном из таких заявлений говори лось: «...Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гит леризма», прикрываемая фальшивым флагом борь бы за демократию...».[13] Это было резким изменением характера идео логической работы в отношении к германскому фа шизму. Известно, что с момента прихода Гитлера к власти в Германии руководство Советского Союза относилось весьма настороженно к гитлеровскому режиму. Негативным было отношение к фашисткой Германии и фашизму вообще в связи с событиями в Испании во время гражданской войны там. К концу 30-х годов у советских людей крайне негативным было отношение к национал-социализму как явле нию враждебному. «Краткий курс ВКП(б)» содер жал резко отрицательную характеристику гитлеров ской партии. [5.289] В стране велась антифашист ская пропаганда. Дети в нашей стране играли в коммунистов и фашистов. В тирах мишенями были фигуры с фашистской свастикой. [19.67] И вдруг резкий поворот. Упомянутое выступ ление Молотова стало своего рода идеологическим указанием для средств массовой информации. Слово фашист исчезло из печати вообще. Другие руково дители страны в своих выступлениях утверждали идею дружественных отношений с Германией. В частности, А.А. Жданов после оккупации гитлеров цами Норвегии говорил: «Приятнее, полезнее и цен нее иметь под боком не антисоветских англо французских союзников с намерением напасть либо на Германию, либо на Ленинград, ... а страну, кото рая с нами в дружественных отношениях». [11.27] Такого рода переориентация сбивала людей, особенно - молодых, с толку, становилась одной из причин того политического инфантилизма и благо душия, которые отмечались у части молодежи уже в годы войны. [7.51] Известны случаи, когда учащиеся старших классов слушали передачи фашистских ра диостанций и распространяли их содержание среди населения. В одной из школ Кировской области была создана группа «198 батальон дивизии СС Бранден бург», члены которой имели билеты с фашистской свастикой, при встрече приветствовали друг друга так, как это был принято в немецкой армии, распро страняли антисоветские листовки. [22.1.7.86.100] Случаи использования нацистской символики были зафиксированы в ряде школ блокадного Ленинграда. Там же были обнаружены листовки с призывами к сопротивлению власти. [6.404] В связи с этим в документах военного времени обращалось особое внимание на разоблачение идеоло гии фашизма. От учителей требовалось знакомить учащихся с человеконенавистнической политикой фашистов, их планами уничтожения и порабощения советских людей. Сообщения о фактах злодеяний фа шистов должны были составлять непременную часть общей работы школы. Учащимся внушалась мысль о том, что альтернативы борьбе не существует. Наряду с этим важно было оперативно ин формировать о внутреннем и международном по ложении СССР, о ходе боевых действий на совет- ско-германском фронте. Это было осложнено со кращением тиражей периодических изданий, за труднением их своевременной доставки в отдален ные районы страны и т.д. Отсутствие своевремен ной информации порождало слухи: кто-то уже ви дел вражеские танки на улицах Москвы, фашист ские самолеты уже бомбили Ташкент и т.д. В этих условиях необходима была своевременная правди вая информация. От учителей требовалось не оста ваться равнодушными к распространению ложных слухов, сплетен и т.п. Газета «Правда» призывала: «Предупредите всех и каждого против коварных, хитрых приемов врага, сеющего провокационные, ложные слухи». [13] Осуществляя воспитательные задачи в про цессе обучения, учителя в годы Великой Отечест венной войны стремились, чтобы приобретаемые учащимися знания способствовали возникновению адекватных эмоций, чувств, умонастроений. Эмоции должны были закреплять идеи, делать сознание ус тойчивым, а сами идеи и понятия должны были придать необходимую глубину настроениям и чув ствам, мотивам деятельности. Одним словом, требо валось вырабатывать необходимую побудительную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz