Это наших семей биография : молодые об участии своих родных в войне : сборник студенческих работ / сост. В. Э. Черник. – Мурманск : МГПУ, 2005. – Ч. 2. – 95 с.

На почетном захоронении деда так и не похоронили. Наверное, пото­ му что его любили рабочие и недолюбливали начальники за то, что он го­ ворил правду и не лицемерил. Я до сих пор не знаю, как мальчик, родившийся в семье поморов, ре­ шил стать железнодорожником. Его мама Матрена Алексеевна была лоц­ маном. Она водила суда по Белому морю. Эта женщина хоронила мужа, погибшего от малярии, капитана Фефелова, в США. Ее сын - мой дед - был зуйком, лазал по птичьим базарам за яйцами. Ловко ходил на лыжах, удил рыбу... и вдруг - железнодорожник... Не просто железнодорожник, а дважды “Почетный железнодорож­ ник”. Первый его знак сгорел во время бомбардировки, и спустя несколько лет ему вручили новый. Медаль “За трудовое отличие” и именные золотые часы деду вручили в Кремле. Он рассказывал, что получил ее из рук Кали­ нина. Перед награждением мастеров просили не сильно жать руку пожи­ лому человеку. А еще он впервые в своей жизни попробовал в Кремле ка­ као с пирожным. О Евгении Иосифовиче я могу долго рассказывать благодаря тому, что он хранил память о семье. Его прадед попал на север после Стрелецко­ го бунта, его дед был в Беломорье лесником... В тылу, как на войне Моя работа о том, как война затронула мою семью... Как и все ос­ тальные семьи на постсоветском пространстве. Мой дед не воевал. Это у бабушки брат Саша Князев погиб в битве за Сталинград. Дед всю войну работал в Мурманске, и мне никогда не бывает стыд­ но, что его не было на фронте. Это не потому, что областной центр похо­ дил на передовую и по числу сброшенных на него бомб он уступает лишь Сталинграду. Своим трудом мой дед спас не одну жизнь... Из книги Мурманского книжного издательства 1965 года «Это было на Крайнем Севере» стр. 169: «...нападению с воздуха подвергся электровоз BJI 19-138. В машине было 30 про­ боин от снарядов и пуль, кабина пробита в нескольких местах. Тяжело раненные, исте­ кающие кровью, машинист Кирюшкин и его помощник Суринов сумели довести поезд до Мурманска. Чтобы защитить машинистов от пуль фашистских летчиков, в депо продумывает­ ся вопрос о бронировании кабин. Мастер Фефелов предложил конструкцию бронеза­ щитной обшивки кузова. Приспособления и оборудования для котельных работ по за­ готовке броневых листов нет, но это не смущает ремонтников. Вручную, с помощью кувалд они придают обшивке нужную форму и с помощью лебедки устанавливают на электровозы». Мой дед был не просто хорошим мастером, а мастером- рационализатором. Вот что написано в книге «Октябрьская фронтовая», вышедшей в Лениздате в 1970 г., стр.306: 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz