Это наших семей биография : молодые об участии своих родных в войне : сборник студенческих работ / сост. В. Э. Черник. – Мурманск : МГПУ, 2004. – 130 с.

Борьба за изгнание врага с территории Украины была трудной и длительной (с 1943 по май 1944). Красной Армии и всему народу пришлось приложить огромные усилия, чтобы разбить врага и вышвырнуть его за пределы Украины. Второй мой дедушка до войны работал на рыболовном траулере, вошедшем в первый месяц Великой Отечественной войны в состав Северного флота. В июле 1941 года траулер находился на судоверфи, где рабочие устанавливали военную технику на палубу стороже­ вика. Им помогала команда, большая часть которой - промысловики-тралфлотовцы. Командиром корабля был назначен вчерашний капитан. Личный состав был разным не только по возрасту, но и по уровню военной подготовки. Некоторые вообще впервые вступи­ ли на борт корабля. В июле того же 1941 года на сторожевом катере произошло важное со­ бытие: был поднят военно-морской флаг. Экипаж торжественно построился на палубе для принятия присяги, после чего состоялся митинг. Моряки заверили командование Северного флота в том, что будут бороться с противником, не жалея своих жизней, что они приумножат традиции флота. В течение двух недель личный состав сторожевого катера тренировался на учениях в стрельбе, правильном несении корабельной службы. В августе было получено первое боевое задание: обеспечить конвой транспортов, шедших из Архангельска. Поход проходил в сложных погодных условиях: на море шторм, дождь вперемежку со снежными зарядами. В том первом боевом походе моряки многому научились. Прежде всего, они поняли, что надо упорно осваивать технику, приобретать мор­ скую выучку. В ноябре месяце предстояло выполнить очередное задание командования Бе­ ломорской флотилии: отконвоировать транспорты с военным грузом. Путь не близкий. Тем­ ные ночи, штормовые ветры. Действия на пути следования конвоя немецких подводных ло­ док и вражеских самолетов - все это предстояло испытать экипажу сторожевого катера. Его командиры поставили задачу перед каждым моряком - длительно нести вахту, в бою дейст­ вовать смело, и решительно, разъясняли личному составу задачи в походе. В Баренцевом море по-прежнему бушевал шторм, свистел ветер, били в лица сиг­ нальщиков соленые брызги воды. Но бдительно нес вахту на мостике мой дедушка. Неровен час, могли показаться перископ подводной лодки или силуэты кораблей противников. Ос­ новная часть задания была выполнена: транспорты отконвоированы без потерь к месту на­ значения. Теперь предстояло их разгрузить, а груз доставить на берег. Но разбушевавшаяся стихия не унималась. Из-за нее суда не могли подойти к берегу. Командир сторожевого ка­ тера решил перевезти груз на шлюпках. Перед самым берегом движение шлюпок останови­ лось из-за мелей и прибоя. И тогда моряки тащили их волоком через камни. Моряки, в том числе мой дедушка, прыгали в ледяную воду, так они проделали не один десяток рейсов, поднимаясь на борт сторожевого катера промокшими, продрогшими, уставшими, но доволь­ ными тем, что задание выполнено. В первом военном году сторожевик прошел без аварий и повреждений много миль. За это время выросли и возмужали моряки. В один из июльских дней сторожевой катер конвои­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz