Это наших семей биография : молодые об участии своих родных в войне : сборник студенческих работ / сост. В. Э. Черник. – Мурманск : МГПУ, 2004. – 130 с.
Борьба за изгнание врага с территории Украины была трудной и длительной (с 1943 по май 1944). Красной Армии и всему народу пришлось приложить огромные усилия, чтобы разбить врага и вышвырнуть его за пределы Украины. Второй мой дедушка до войны работал на рыболовном траулере, вошедшем в первый месяц Великой Отечественной войны в состав Северного флота. В июле 1941 года траулер находился на судоверфи, где рабочие устанавливали военную технику на палубу стороже вика. Им помогала команда, большая часть которой - промысловики-тралфлотовцы. Командиром корабля был назначен вчерашний капитан. Личный состав был разным не только по возрасту, но и по уровню военной подготовки. Некоторые вообще впервые вступи ли на борт корабля. В июле того же 1941 года на сторожевом катере произошло важное со бытие: был поднят военно-морской флаг. Экипаж торжественно построился на палубе для принятия присяги, после чего состоялся митинг. Моряки заверили командование Северного флота в том, что будут бороться с противником, не жалея своих жизней, что они приумножат традиции флота. В течение двух недель личный состав сторожевого катера тренировался на учениях в стрельбе, правильном несении корабельной службы. В августе было получено первое боевое задание: обеспечить конвой транспортов, шедших из Архангельска. Поход проходил в сложных погодных условиях: на море шторм, дождь вперемежку со снежными зарядами. В том первом боевом походе моряки многому научились. Прежде всего, они поняли, что надо упорно осваивать технику, приобретать мор скую выучку. В ноябре месяце предстояло выполнить очередное задание командования Бе ломорской флотилии: отконвоировать транспорты с военным грузом. Путь не близкий. Тем ные ночи, штормовые ветры. Действия на пути следования конвоя немецких подводных ло док и вражеских самолетов - все это предстояло испытать экипажу сторожевого катера. Его командиры поставили задачу перед каждым моряком - длительно нести вахту, в бою дейст вовать смело, и решительно, разъясняли личному составу задачи в походе. В Баренцевом море по-прежнему бушевал шторм, свистел ветер, били в лица сиг нальщиков соленые брызги воды. Но бдительно нес вахту на мостике мой дедушка. Неровен час, могли показаться перископ подводной лодки или силуэты кораблей противников. Ос новная часть задания была выполнена: транспорты отконвоированы без потерь к месту на значения. Теперь предстояло их разгрузить, а груз доставить на берег. Но разбушевавшаяся стихия не унималась. Из-за нее суда не могли подойти к берегу. Командир сторожевого ка тера решил перевезти груз на шлюпках. Перед самым берегом движение шлюпок останови лось из-за мелей и прибоя. И тогда моряки тащили их волоком через камни. Моряки, в том числе мой дедушка, прыгали в ледяную воду, так они проделали не один десяток рейсов, поднимаясь на борт сторожевого катера промокшими, продрогшими, уставшими, но доволь ными тем, что задание выполнено. В первом военном году сторожевик прошел без аварий и повреждений много миль. За это время выросли и возмужали моряки. В один из июльских дней сторожевой катер конвои 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz