Это наших семей биография : молодые об участии своих родных в войне : сборник студенческих работ / сост. В. Э. Черник. – Мурманск : МГПУ, 2004. – 130 с.

В 1980 г., когда я проходил педагогическую практику в 46-й школе Мурманска (нынче это 4-я гим­ назия) у замечательного учителя Т.П. Соколовой, мы познакомились с ее коллегой из 45 школы - Т.Н. Ла­ пиной (теперь, как тогда Тамара Павловна, она тоже Заслуженный учитель России). Татьяна Николаевна со своими тогдашними десятиклассниками проводила исследование «Война в истории моей семьи». С того момента прошло, считай, четверть века. Выросло новое поколение. А что эти юноши и девушки зна­ ют и думают о той войне, которую зовут не иначе, как Великая Отечественная? Растут ли они манкуртами или иванами, не помнящими родства своего? Разные были работы. Они очень по-разному рассказывают о пережитом. Главная особенность всех работ - их субъективность. В них проявляются индивидуальные качества автора, мировоззренческая по­ зиция, индивидуальные качества. Понятно, что все истории принимаются как предания семей, в том виде, как сохранила их память, способная иногда что-то путать, забывать; ни одна из историй не может быть поставлена под сомнение. Они - почти воспоминания участников событий, записанные внуками и уже правнуками людей, познавших всеобщую ярость благородную, что вскипала, как волна, и переживших всеобщую радость праздника со слезами на глазах. Казалось, во введении следовало бы рассказать о работах, обратить внимание на наиболее заин­ тересовавшие и значимые... Значимы все! О значении воспоминаний хорошо сказал когда-то известный историк М.Н. Покровский: «В особенности ценными являются всякого рода воспоминания, дающие тот психологический фон и ту связь, без которой имеющиеся в наших руках отдельные документы могут оказаться непонятыми или понятыми неправильно»2 Чтобы лучше понимать прошлое, ценить настоящее и помнить о будущем, ответственнее отно­ ситься к нему, собраны были эти студенческие работы, которые легли в основу коллективно написанной книги. Хотел посчитать авторов, но подумалось: писали ее и те самые дедушки и уже для кого-то праде­ душки, бабушки, дяди, мамы и папы, которые, даже если и не прошли дорогами войны, но сохранили память. Не продали, не предали ее. Хотя, мне кажется, мертвых тоже порой предают, когда забывают. Или когда врут и лукавят. Или когда в трех работах я неожиданно встретил один в один написанную ис­ торию. Словно током ударило... Кто у кого «сдул», «скачал», не стал даже выяснять - не мог. Продажа памяти, истории предков, семьи - это, видимо, тоже наше время. Циничное, жесткое, продажное. Циничное?Жесткое? Продажное? Все по-разному. Как и тогда. Как, пожалуй, всегда... Итак, война в истории наших семей. В нашей с вами истории. Валерий Черник, кандидат педагогических наук, доцент, проректор Мурманского государственного педагогического университета по воспитательной и социальной работе 4 1 Покровский М.Н. Избранные произведения. Кн. 4. М., ]967. С. 559.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz