Чечурина, М. Н. Международное сотрудничество в развитии рыбной промышленности Северного бассейна / В. К. Зиланов, В. П. Касаткин, М. Н. Чечурина // Рыбное хозяйство. - 2012. - № 6. - С. 31-36.

ЭКОНОМИКА В принятой в 2009 г. « Стратегии развития рыбохозяй­ ственного комплекса РФ на период до 2020 года» поставлены задачи по отдельным направлениям развития, однако нет це­ левых программ по регионам (бассейнам) РФ. Что касается международного сотрудничества, то неак­ тивная позиция России в этом вопросе привела к тому, что мы потеряли многие районы промысла, нашу нишу заняли другие, и для восстановления ситуации необходимы усилия государства. Как следует из доклада руководителя Росрыболовства А.А. Крайнего на заседании Коллегии 16.03.11 по итогам де­ ятельности в 2010 г. и задачам на 2011 г., сегодня с рядом го­ сударств заключены межправительственные соглашения об организации использования водных биоресурсов в их исклю­ чительных экономических зонах (далее - ИЭЗ), и в районах действия международных конвенций по рыболовству. Основными направлениями активизации междуна­ родного сотрудничества РФ в сфере рыболовства в 2010 г. явились, по мнению Росрыболовства, заключение межпра­ вительственных и межведомственных договоренностей с ЕС и целым рядом таких стран, как: Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Куба, Аб­ хазия, Намибия, Никарагуа, Республикой Перу, Сенегал, Ко­ ролевством Марокко, Китайская Народная Республика, Япо­ ния об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах. Кроме того, расширено участие России в международ­ ных организациях по рыболовству - подписана Конвенция о сохранении промысловых ресурсов в открытом море южной части Тихого океана и управления ими. По последним данным Росрыболовства, участие России в международных организациях (НЕАФК, НАФО, НАСКО, НПАФК, ПИКЕС, ИКЕС, АНТКОМ и Конфедерации по сохране­ нию ресурсов минтая в центральной части Баренцева моря) и около 30 межправительственных соглашениях по вопро­ сам рыболовства позволяют отечественному флоту вести промысел, как в ряде регионов Мирового океана, так и в 200-мильных зонах некоторых государств. Координацию этой работы осуществляют представительства Росрыболовства в 12 зарубежных государствах. Вместе с тем, эта важная для отечественного морского рыболовства работа осуществляет­ ся без достаточного анализа ее эффективности и, зачастую, без учета возможностей российского рыболовного флота по использованию сырьевой базы в условиях рыночных отноше­ ний. За последнее время удалось создать нормативную пра­ вовую базу, необходимую для стимулирования передисло­ кации рыбопромыслового флота из исключительной эконо­ мической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, районы действия международных конвенций по рыболовству и открытые райо­ ны Мирового океана. Вместе с тем, следует отметить, что состояние и тен­ денции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использо­ вания водных биологических ресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб, а также за рынки сбыта рыбопродукции. Так, объем вылова минтая Соединенными Штатами Америки установлен на 2011 г. на 56% выше прошлогоднего, что не­ замедлительно сказалось на ценовой политике в отношении минтая, добываемого отечественными рыбопромысловика­ ми, которые и без того испытывают значительные трудности при сертифицировании его поставок на европейские рынки. Кроме того, вызывает озабоченность повышенное вни­ мание Евросоюза к началу российского промысла в зонах Сенегала и Намибии (с начала 2011 г. российскими рыбака­ ми освоено уже более 30 тыс. т). По мнению ЕС, Российская Федерация должна подтверждать Еврокомиссии законность этого промысла, который осуществляется на фоне отсутствия рыбохозяйственных договоренностей ЕС с данными страна­ ми. В рамках международного сотрудничества в области ры­ боловства и рыбного хозяйства в 2011 г. Росрыболовством намечено: - продолжить сотрудничество с Японией, Республикой Корея, КНДР и КНР; - осуществить подготовку и заключение межправитель­ ственных соглашений по предупреждению ННН-промысла с государствами АТР, в первую очередь - с Японией, а также США. Ведется работа по подписанию межправительственных соглашений по сотрудничеству в области рыбного хозяйства со странами: Республика Ангола, Демократическая Социали­ стическая Республика Шри-Ланка, Туркменистан, Республика Гвинея-Бисау, Украина. Планируется возобновить сотрудничество в области рыбного хозяйства и рыболовства с Республикой Сьерра- Леоне, Республикой Гвинея (Конакри), Республикой Гана. Кроме того, Росрыболовство намерено возобновить сотруд­ ничество в области рыбного хозяйства с Южно-Африканской Республикой, Республикой Мозамбик. Анализ экспортно-импортных фирм, предприятий на Се­ верном бассейне осуществлен на основе статистического материала по внешнеэкономической деятельности Мурман­ ской области. В табл.1 показана динамика общего внешне­ торгового оборота Мурманской обл. с 1995 по 2010 год. В целом внешнеторговый оборот за эти годы увеличил­ ся вдвое, причем экспорт находился в пределах 75-95% от общего оборота. Что касается рыбной продукции, то ее экспорт вырос с 2001 по 2008 гг. вдвое в исчислении млн долл.США, а в про­ центном отношении упал почти в 2 раза: с 32 до 18,35% в 2500 2000 1500 | 1 1000 500 О 1игл l l l l 1 ■ 1 гтпм mm l l l l Ш № 1 2001 2003 2005 2007 2009 год □ Экспорт рыбы ■ Общий Экспорт Рис. 2. Диаграмма экспорта рыбной продукции «Рыбное хозяйство» № 6, 2012

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz