Чечурина, М. Н. Международное сотрудничество в развитии рыбной промышленности Северного бассейна / В. К. Зиланов, В. П. Касаткин, М. Н. Чечурина // Рыбное хозяйство. - 2012. - № 6. - С. 31-36.
ЭКОНОМИКА В принятой в 2009 г. « Стратегии развития рыбохозяй ственного комплекса РФ на период до 2020 года» поставлены задачи по отдельным направлениям развития, однако нет це левых программ по регионам (бассейнам) РФ. Что касается международного сотрудничества, то неак тивная позиция России в этом вопросе привела к тому, что мы потеряли многие районы промысла, нашу нишу заняли другие, и для восстановления ситуации необходимы усилия государства. Как следует из доклада руководителя Росрыболовства А.А. Крайнего на заседании Коллегии 16.03.11 по итогам де ятельности в 2010 г. и задачам на 2011 г., сегодня с рядом го сударств заключены межправительственные соглашения об организации использования водных биоресурсов в их исклю чительных экономических зонах (далее - ИЭЗ), и в районах действия международных конвенций по рыболовству. Основными направлениями активизации междуна родного сотрудничества РФ в сфере рыболовства в 2010 г. явились, по мнению Росрыболовства, заключение межпра вительственных и межведомственных договоренностей с ЕС и целым рядом таких стран, как: Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Куба, Аб хазия, Намибия, Никарагуа, Республикой Перу, Сенегал, Ко ролевством Марокко, Китайская Народная Республика, Япо ния об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах. Кроме того, расширено участие России в международ ных организациях по рыболовству - подписана Конвенция о сохранении промысловых ресурсов в открытом море южной части Тихого океана и управления ими. По последним данным Росрыболовства, участие России в международных организациях (НЕАФК, НАФО, НАСКО, НПАФК, ПИКЕС, ИКЕС, АНТКОМ и Конфедерации по сохране нию ресурсов минтая в центральной части Баренцева моря) и около 30 межправительственных соглашениях по вопро сам рыболовства позволяют отечественному флоту вести промысел, как в ряде регионов Мирового океана, так и в 200-мильных зонах некоторых государств. Координацию этой работы осуществляют представительства Росрыболовства в 12 зарубежных государствах. Вместе с тем, эта важная для отечественного морского рыболовства работа осуществляет ся без достаточного анализа ее эффективности и, зачастую, без учета возможностей российского рыболовного флота по использованию сырьевой базы в условиях рыночных отноше ний. За последнее время удалось создать нормативную пра вовую базу, необходимую для стимулирования передисло кации рыбопромыслового флота из исключительной эконо мической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, районы действия международных конвенций по рыболовству и открытые райо ны Мирового океана. Вместе с тем, следует отметить, что состояние и тен денции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использо вания водных биологических ресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб, а также за рынки сбыта рыбопродукции. Так, объем вылова минтая Соединенными Штатами Америки установлен на 2011 г. на 56% выше прошлогоднего, что не замедлительно сказалось на ценовой политике в отношении минтая, добываемого отечественными рыбопромысловика ми, которые и без того испытывают значительные трудности при сертифицировании его поставок на европейские рынки. Кроме того, вызывает озабоченность повышенное вни мание Евросоюза к началу российского промысла в зонах Сенегала и Намибии (с начала 2011 г. российскими рыбака ми освоено уже более 30 тыс. т). По мнению ЕС, Российская Федерация должна подтверждать Еврокомиссии законность этого промысла, который осуществляется на фоне отсутствия рыбохозяйственных договоренностей ЕС с данными страна ми. В рамках международного сотрудничества в области ры боловства и рыбного хозяйства в 2011 г. Росрыболовством намечено: - продолжить сотрудничество с Японией, Республикой Корея, КНДР и КНР; - осуществить подготовку и заключение межправитель ственных соглашений по предупреждению ННН-промысла с государствами АТР, в первую очередь - с Японией, а также США. Ведется работа по подписанию межправительственных соглашений по сотрудничеству в области рыбного хозяйства со странами: Республика Ангола, Демократическая Социали стическая Республика Шри-Ланка, Туркменистан, Республика Гвинея-Бисау, Украина. Планируется возобновить сотрудничество в области рыбного хозяйства и рыболовства с Республикой Сьерра- Леоне, Республикой Гвинея (Конакри), Республикой Гана. Кроме того, Росрыболовство намерено возобновить сотруд ничество в области рыбного хозяйства с Южно-Африканской Республикой, Республикой Мозамбик. Анализ экспортно-импортных фирм, предприятий на Се верном бассейне осуществлен на основе статистического материала по внешнеэкономической деятельности Мурман ской области. В табл.1 показана динамика общего внешне торгового оборота Мурманской обл. с 1995 по 2010 год. В целом внешнеторговый оборот за эти годы увеличил ся вдвое, причем экспорт находился в пределах 75-95% от общего оборота. Что касается рыбной продукции, то ее экспорт вырос с 2001 по 2008 гг. вдвое в исчислении млн долл.США, а в про центном отношении упал почти в 2 раза: с 32 до 18,35% в 2500 2000 1500 | 1 1000 500 О 1игл l l l l 1 ■ 1 гтпм mm l l l l Ш № 1 2001 2003 2005 2007 2009 год □ Экспорт рыбы ■ Общий Экспорт Рис. 2. Диаграмма экспорта рыбной продукции «Рыбное хозяйство» № 6, 2012
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz