Чечурина, М. Н. Международный рыбопромышленный бизнес : [учебное пособие по дисциплине "Международный рыбопромышленный бизнес" для студентов, магистрантов и аспирантов направления "Экономика (профиль "Мировая экономика")" и "Международные отношения" ] / В. П. Касаткин, М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2016. - 212 с. : ил., табл.

80 оборудования и собственно судостроительных верфей, то фактически рос­ сийское гражданское судостроение состоит только из ограниченного числа небольших судостроительных предприятий. В связи с тем, что практически все суда на российских верфях строятся по проектам зарубежных КБ, а про­ изводство основных видов судового оборудования в стране отсутствует, можно констатировать следующее: российское судостроение занимается фактически строительством корпусов и монтажом на них импортного обо- 52 рудования" . В настоящее время в России рыбопромысловые суда не строятся (за исключением малотоннажных судов, имеющих ограничения по срокам и районам плавания). В советский период на российских верфях строились среднетоннажные рыболовные суда. Самые крупные и самые "новые" из них это 54-метровые сейнеры-траулеры рефрижераторные (СТР) проект 503, тип "Альпинист". За период с 1971 по 1995 гг. их было построено 290 еди­ ниц на вервях ССЗ "Ленинская кузница" (УССР/Украина, г. Киев); Волго­ градский ССЗ (РСФСР/Россия, г. Волгоград); Ярославский ССЗ (РСФСР/ Россия, г. Ярославль). Назначение этих судов заключалось в добыче рыбы кошельковым неводом, а также донным и разноглубинным тралами по кормовой схеме. Суда не были предназначены для переработки рыбо­ продукции и имели небольшой грузовой трюм емкостью 100 куб. м, пред­ назначенный только для кратковременного хранения улова на период его доставки до рыбоперерабатывающих плавбаз. Сегодня осталось около 25 единиц судов этого типа, но сравнивать эффективность их эксплуатации с зарубежными аналогами нецелесообразно по причине морального и физического старения судов проекта СТР 503 53 . Таким образом, в отношении рыбопромысловых судов российская судостроительная отрасль не конкурентоспособна. Как отмечено в "Стратегии развития судостроительной промышлен­ ности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (утверждена в сентябре 2007 года), "...удельная трудоемкость ее производства в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше. Состояние качественной составляющей кадрового потенциала сегодня на многих предприятиях отрасли находится в зоне критических величин, а на некоторых - уже за пределами этих величин". Кроме того, 52 Федеральное агентство по рыболовству [Электронный ресурс]: http://fish.gov.ru/ 53 Наумов Д. О состоянии российского рыбопромыслового флота и промыслового судостроения // FishnewsДайджест. Июль 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz