Чечурина, М. Н. Международный рыбопромышленный бизнес : [учебное пособие по дисциплине "Международный рыбопромышленный бизнес" для студентов, магистрантов и аспирантов направления "Экономика (профиль "Мировая экономика")" и "Международные отношения" ] / В. П. Касаткин, М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2016. - 212 с. : ил., табл.

76 лым и маломерным судам имело тенденцию роста на 10 и 6 %% соответ­ ственно. По мнению ОАО "Гипрорыбфлот", это обусловлено тем, что в пополнении флота преобладали малые и маломерные суда, имеющие большее водоизмещение, чем списываемые старые суда аналогичного типа. Удельный объем грузовых трюмов с 2004 года оставался на стабиль­ ном уровне для крупных и больших судов, а для судов остальных типов имел заметный рост. Это может говорить о том, что поступавшие в состав флота средние, малые и маломерные суда по данному показателю превос­ ходили списываемые. Удельная мощность главного двигателя в целом по флоту выросла на 2 %. Если удельная мощность ГД на крупных судах не менялась, так как их обновление практически не осуществлялось, то по остальным судам наблюдался ощутимый рост данного показателя, особенно по группе ма­ лых судов (более 20 %). Происходящее постепенное сокращение численности флота опреде­ лило положительные изменения качественных показателей его работы. Так, за последние 10 лет почти в 1,6 раза увеличился удельный вылов на одно судно и на кВт мощности главных двигателей и почти в 1,8 раза увеличился удельный вылов на одну тонну водоизмещения и на одного члена экипажа. Основу добывающего флота страны продолжают составлять суда, по­ строенные еще в советский период, т. е. 25-35 лет назад, и списание их неизбежно. Поэтому можно предположить, что численность добывающего флота в ближайшие годы приблизится к оптимальной с точки зрения соот­ ветствия его промысловых мощностей доступным сырьевым ресурсам оте­ чественного рыболовства, однако убыль старых судов продолжится. В современных условиях, когда добывающий флот является частной собственностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оценка потребности в строительстве новых судов невозможна без их участия. С другой стороны, вопрос строительства новых судов невозможно решать отдельно от вопроса ресурсного обеспечения этих судов. Поэтому ключе­ вым условием решения вопроса обновления флота является формирование государством долгосрочных и прозрачных правил доступа к ресурсу. Сегодняшний механизм управления биоресурсами предусматривает закрепление квот их добычи на 10-летний период между рыбодобыва­ ющими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz