Чечурина, М. Н. Международный рыбопромышленный бизнес : [учебное пособие по дисциплине "Международный рыбопромышленный бизнес" для студентов, магистрантов и аспирантов направления "Экономика (профиль "Мировая экономика")" и "Международные отношения" ] / В. П. Касаткин, М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2016. - 212 с. : ил., табл.

162 котехнологичного облика российской экономики, создаст предпосылки для развития Северного морского пути. Становясь ключевым звеном отече­ ственной транспортной системы, она создаст достойную конкуренцию портам Норвегии и Финляндии, что важно для России в ВТО. Сам Мур­ манский порт должен стать одним из ведущих европейских портов. ОАО " Мурманский морской рыбный порт " (ММРП) - крупнейшее градообразующее предприятие в Мурманской обл., занимающее территорию размером более 150 гектаров, общая протяженность причальной стенки превышает 4 км. Имеются железнодорожные пути длиной 30 км и подкра­ новые - 3 км. В ММРП хорошо развита инфраструктура, функционируют производственные мощности для перевалки, хранения рыбной продукции. А также - слива/налива, хранения темных нефтепродуктов; перевалки угля, обеспечение тепловой энергией, паром и водой. Кроме того, это порт, в ко­ тором " прописано " свыше 500 рыбопромысловых и 120 маломерных судов. Для целей развития рыбной отрасли представляется целесообразным включить в состав Мурманской ПОЭЗ ММРП, который должен выступить в качестве резидента, для чего необходимо решить ряд проблем внутри порта. Прежде всего, это касается захода в ММРП судов, построенных, куп­ ленных или модернизированных за рубежом. Проблема возникает в связи с необходимостью таможенного оформления при направлении судна в рыбный порт. Цена вопроса составляет 23 % стоимости судна, причем износ в этом случае значения не имеет. Например, стоимость постройки 64-метрового траулера на иностранной верфи составляет порядка 30 млн долл. США, далее -несложный подсчет. Даже если стоимость рас­ сматриваемого судна за десятки лет работы снизилась, скажем, в два раза, то и в этом случае судовладелец заплатит пошлину исходя из 30 млн долл. США, а не из реальной стоимости судна. В этих условиях российский ММРП для них " закрыт " и, поэтому, примерно 70 % рыболовецких траулеров, приписанных к Мурманску, базируются в норвежских портах. Конкурент отечественного мурманского порта - порт Киркенес, расположенный в Нор­ вегии в 240 км от Мурманска, с 2000 г. имеет статус свободной зоны. По­ скольку в названном норвежском порту отсутствует таможенное оформление груза, нет контролирующих органов и органов надзора, постольку эффек­ тивность работы агентирующих фирм и обработка судна производится в несколько раз быстрее, чем в российском мурманском порту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz