Чечурина, М. Н. Международный рыбопромышленный бизнес : [учебное пособие по дисциплине "Международный рыбопромышленный бизнес" для студентов, магистрантов и аспирантов направления "Экономика (профиль "Мировая экономика")" и "Международные отношения" ] / В. П. Касаткин, М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2016. - 212 с. : ил., табл.
123 В целом нынешний состав океанического промыслового флота харак теризуется: • значительным физическим и моральным износом (из самого много численного отряда - среднетоннажных траулеров, - насчитывающего 136 ед., только 35 ед. (25,2 %) моложе нормативного срока службы (19 лет), в том числе из 48 несерийных траулеров, являющихся наиболее современными по своим техническим характеристикам, - 14 ед. (29,2 %); инновационный ремонт прошли только 8 крупных судов и около 20 средних); • большим расходом топлива на 1 т улова (по сравнению с данными по норвежскому рыбопромысловому флоту превышение на добыче донных гидробионтов составляет 63 % - 407 кг/т против 249,5 кг/т, на пелагиче ском лове - в 3,1 раза - 5,9 против 9,3) 70 ; • незначительным количеством траулеров с комплексной переработ кой уловов (на большинстве средних траулеров отсутствуют рыбомучные установки и отходы от разделки, некондиционная рыба, прилов выбрасы ваются за борт - это основная причина уменьшения производства рыбной муки в целом по России в 10 раз, в Северном районе - в 15 раз); • недостаточным наличием оборудования для производства рыбо продукции с высокой добавленной стоимостью (например, филетировоч- ными машинами оборудованы приблизительно 40 судов или 25 % от об щей численности траулеров, осваивающих квоты донных гидробионтов; наличием в эксплуатации только двух рефрижераторных промысловых су дов с высокой производительностью по вылову, доставляющих в россий ские порты улов в охлажденном виде; • меньшей производительностью труда рыбаков и уровнем заработ ной платы (по статистическим данным, среднегодовой вылов на рыбака в Норвегии составляет свыше 200 т, а на флоте Мурманской области - примерно 61 т, почти такое же различие и в оплате труда); • низкой материалоотдачей: вылов на одну тонну водоизмещения в норвежском рыболовстве составляет 6,5 т, в РФ - 1,8 т (меньше в 3,6 раза). Большинство перечисленных выше показателей свидетельствуют о неудовлетворительной структуре промыслового флота, значительном физическом и еще большем моральном износе судов, из чего вытекает 70 Шевченко В. В., Монаков М. Б. Сравнительные оценки энергозатрат российского и зарубежного промысловых флотов на промысле ценных и технических видов рыб // Рыбные ресурсы. 2005. № 4. С. 24-26.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz