Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.

87 Для Японии активная и стабилизирующая политика России может явиться важным дополнением к японо-американскому договору о совмест­ ной безопасности. Россия же теперь рассматривает этот договор (хотя и не без оговорок) как один из значительных факторов стабильности в АТР. Более того, этот договор в известных условиях мог бы стать своего рода одним из важных элементов будущей структуры безопасности, в создании которой заинтересована Россия. Может быть рассмотрен и реализован це­ лый ряд двусторонних российско-японских соглашений, способствующих укреплению взаимного доверия и т. п. Имеет перспективы развитие трехстороннего взаимодействия (Россия - Япония - США) в Северо-Восточной Азии. Это позволило бы в условиях неизбежного нарастания политической роли Японии, сдерживать "авто­ номный" военный компонент ее активности. По-иному расценивается теперь и Японией роль России в регионе. Россия воспринимается японцами уже не как неуправляемый военный "монстр", а скорее как необходимый "балансир"1 в построении взаимоот­ ношений между Японией, США, Китаем и корейскими государствами, как один из участников игры. Одним из важных факторов, влияющих на российско-японские отношения, будет оставаться Китай, характер его политики и взаимодействия с Россией. Продолжать поиск решения существующей территориальной проблемы, разумеется, необходимо. Вместе с тем, решать территориальные вопросы в период, когда российское государство ослаблено, было бы неправильно и контрпродуктивно. Позиция России здесь поэтому должна быть анало­ гичной той, которую в свое время проводил в отношении Японии Китай: давайте отложим территориальный вопрос до будущих поколений, а пока будем развивать сотрудничество, чтобы создать обстановку, наиболее благоприятную для решения этого вопроса в будущем. Предпосылки для этого имеются: планы развития экономических связей Японии с Россией, имеющиеся в бизнес-сообществе обеих стран (например, проект трубопро­ вода Сибирь - Тихоокеанское побережье), оцениваются в десятки мил­ лиардов долларов. 1Lincoln Е. 2009. East Asian Economic Regionalism. Washington. The Brookings Institution.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz