Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
57 Участниками были согласованы цели работы интеграционного блока, которые помимо регулирования торговли включают также воздействие на ряд сопутствующих сфер экономики. Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от инте грации в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регули рующей деятельности многих высокоразвитых государств. В других регионах интеграция осуществлялась "сверху вниз", когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предприни мателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел "снизу вверх": сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения. Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управ ление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударст венных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным инсти тутом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне мини стров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая- либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку. Министры согласились о том, что Комиссии в ее работе будет оказы вать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS). Секретариат призван осуществлять повседневное руководство организацией. В целях облегчения торговли и инвестиций, а также для эффективного управления НАФТА, были созданы более 30 комитетов и рабочих групп. Основные направления их работы включают торговлю товарами, правила происхождения товаров, таможни, торговли сельскохозяйственной про дукцией и субсидии, стандарты, государственные закупки, инвестиции и услуги, а также альтернативное разрешение споров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz