Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.

46 3. Европейский союз за счет нового расширения 2004 г. существенно наращивает свой ресурсный потенциал, образовав рынок, охватывающий не 15, а 27 государств, чья совокупная доля в мировом ВВП составляет уже 22-23 %. 4. Форум "Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество" включает в себя экономику 21 страны, среди них США, Япония, Канада, Австралия, Китай, Россия, новые индустриальные страны. Стратегия этого блока пока не совсем ясна, хотя провозглашена программа, как уже отмечалось выше, создания в регионе зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций до 2020 г. С конца 1990-х гг. стало меняться отношение японских официальных и деловых кругов к участию в интеграционных группах. В 2001 г. Япония выступила с инициативой создать зону свободной торговли с АСЕАН, параллельно обсуждаются идеи формирования двусторонних зон свобод­ ной торговли с Мексикой, Сингапуром, Республикой Корея, Чили, Кана­ дой, отдельными странами АСЕАН. В настоящее время также ведутся пе­ реговоры между Японией, Республикой Корея и Китаем о создании Северо-Восточно-Азиатской зоны свободной торговли и последующем ее объединении с НАФТА-АСЕАН. Есть сообщения и о проработке япон­ скими дипломатическими кругами вопроса о поддержке идеи создания Восточно-Азиатской экономической группировки в составе 15 государств, деятельность которой могла бы ускорить торговую и инвестиционную ли­ берализацию в странах АТЭС и, с другой стороны, создавала бы опреде­ ленный противовес ЕС и НАФТА. Эта новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнению, суперрегионы движутся в направлении так называемых интегрий - наднациональных политических объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно говорить если не о государственных, то о квазигосу- дарственных образованиях. Каковы будут их конкретные формы - союзы, конфедерации, - не столь важно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz