Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.

37 деволюция многих компетенций с национального уровня, множество пере­ секающихся компетенций у различных уровней управления и постоянная интеракция политических акторов между этими уровнями. Именно в это время в Европейском союзе начинает активно развиваться деятель­ ность регионов, а концепция субсидиарности сразу распространяется не только на национальные, но и на региональные власти. Теория многоуровневого управления ставит под вопрос монополию национального правительства на связь между государством-членом и Ев­ ропейским союзом. Европейский союз представляется политической системой, где власть распылена между уровнями (прежде всего, европей­ ским, национальным и региональным) и между акторами, расположенными как в институтах различных уровней, так и вне этих структур. При этом рас­ пыление власти различное в зависимости от области деятельности. Теория многоуровневого управления не отрицает значимости государства, но послед­ нее предстает как арена для различных идей, интересов и повесток дня. Наиболее известными авторами концепции многоуровневого управ­ ления стали Г. Маркс, Л. Хуг и К. Бланк. Авторы разделяют институты и политических акторов, именно последние ответственны за политические действия, они имеют свои цели и задачи и размещены в институтах. Соз­ дание нового уровня управления ведет к созданию нового уровня полити­ ческих акторов. Таким образом, преобразования в Европейском союзе (его развитие и либерализация и параллельные преобразования в государствах) ведут к образованию особой многоуровневой политической системы. Если сторонники государствоцентристских концепций считают, что влияние осуществляется через институты, то сторонники многоуровневого управления основным каналом влияния считают информацию, организа­ цию, финансовые ресурсы и экспертизу. Государствоцентристы основное влияние приписывают центральному уровню и выстраивают иерархиче­ ские отношения, а сторонники многоуровневого управления распыляют это влияние между уровнями и обосновывают взаимозависимость уровней и множества каналов связи между ними. При этом многоуровневое управ­ ление подвижно, динамично, а государство статично. Многоуровневое управление является на сегодня одной из самых по­ пулярных теорий европейской интеграции. В то же время она критикуется по нескольким направлениям. Во-первых, нет согласия относительно того, что такое регион и каковы критерии его выделения, соответственно сложно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz