Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
31 Именно из последней позаимствован акцент на доминирующей роли госу дарств, а также представление об отношениях государств как постоянном балансе сил. Толчком для развития межгосударственной теории в европейской ин теграции послужили события 1960-х годов, в которых явно прослеживался отход от "коммунитарного" метода, т. е. доминирования наднациональных институтов в процессе принятия решения к межгосударственному, т. е. акценту на приоритете национальных интересов. В качестве примера мож но привести и вето генерала де Голля на членство Великобритании в Евро пейских сообществах, и кризис "пустого кресла" 1965 года с завершившим его Люксембургским компромиссом. Межправительственная теория развивалась в двух направлениях. С одной стороны, она модифицировала тезисы реализма с учетом европей ских реалий, демонстрировала, что национальные государства продолжают доминировать в европейской политике, несмотря на интеграцию. С другой стороны, межправительственная теория развивалась через постоянную критику неофункционализма и его оценок европейской интеграции. В ча стности, неофункционализм упрекался в том, что, акцентируя процесс раз ливания и роста интеграции, он забывает о результате, о конечной цели интеграции. Кроме того, неофункционилизм упрекался в игнорировании различий между высокой и низкой политикой. Тем не менее, некоторые интеграционные тенденции в Европейских сообществах отрицать было нельзя. Именно поэтому сторонники межпра вительственной теории даже предложили представлять европейскую инте грацию как постоянную борьбу между интеграционными (коммунитарны- ми) тенденциями наднациональных органов и некоторых групп интересов и межгосударственной политикой национальных органов. Кроме того, Дж. Греко сформулировал четыре проблемы для реалистической межгосудар ственной трактовки европейской интеграции. Первая - это то, что рацио нальность государств не всегда находит подтверждение в жизни. Вторая состоит в том, что сторонники межправительственного подхода не смогли объяснить прогрессирующую передачу национальных функций на уровень Европейских сообществ: часто это не отвечало интересам отдельных госу дарств, но, тем не менее, интеграция продолжалась. В-третьих, с позиции межправительственной школы в изучении европейской интеграции невоз можно объяснить то, что Германии было разрешено восстановить свою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz