Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
27 Изучение теорий позволит более корректно применять терминологию. Во-вторых, теории полезны для "организации" сложности действительно сти, иными словами, они дают комплекс инструментов для того, чтобы упорядочить различные события и внести в них определенную логику. В-третьих, теории дают критерии для объяснения и оценки различных событий, которые мы наблюдаем сегодня или с которыми сталкиваемся при изучении прошлого. Наконец, теории дают концептуальную схему, в рамках которой можно осуществлять научно обоснованные прогнозы и строить сценарии дальнейшего развития европейской интеграции. Классические теории (или теории высокого уровня) характеризуются как минимум тремя параметрами. Во-первых, они, в основном, рассматри вают поворотные моменты в европейской интеграции (Люксембургский компромисс, Гаагская конференция) или межправительственные конфе ренции, ведущие к изменению договоров. Во-вторых, теории высокого уровня не охватывают всего спектра вопросов, вызываемых интеграцией сегодня (например, ежедневное функционирование Европейского союза, влияние бизнес-ассоциаций на политический процесс). В-третьих, теории высокого уровня интересуются концептуальными вопросами: кто обладает властью в Европейских сообществах/Европейском союзе, кто принимает решения и обладает последним словом. К теориям высокого уровня отно сятся федерализм, неофункционализм и межправительственная теория. Привлекательность федерализма как теории европейской интеграции в том, что эта теория позволяет оптимальным образом комбинировать союз (т. е. единую общность) и разнообразие, специфику членов, входя щих в союз. В отличие от неофункционализма, для федерализма характе рен примат политики и политического объединения над экономическими взаимосвязями и сотрудничеством. Все федералистские построения, относящиеся к европейской интегра ции, характеризуются несколькими общими чертами. Во-первых, они схо дятся в том, что национальные государства потеряли свой авторитет, не способны противостоять войнам, насилию, вспышкам радикального национализма, авторитарным режимам. Поэтому национальное государст во должно быть заменено более масштабным федеральным объединением. В то же время идея государства как таковая не отрицается: для всех феде ралистских концепций характерно ожидание мега-государства, наднацио нального государства в конце европейской интеграции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz