Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
12 На примере ЕС, НАФТА и АТЭС видно, что в зависимости от приори тета государственных или частных инициатив по интеграции (что опреде ляется социальной структурой общества, ролью частного сектора ТНК в экономике и т. п.) институционализация экономических объединений может осуществляться сверху вниз с помощью межгосударственного ре гулирования или снизу вверх через активность частных экономических субъектов. Примером интеграционного объединения с минимумом межна ционального регулирования является АТЭС, где на современном этапе ин ституционализации реализуется в рамках совещаний стран-членов на выс шем уровне и регулярных встреч представителей деловых кругов региона, ряда комитетов и рабочих групп АТЭС. Важно отметить, что перерастание частно-корпорационной (микро- уровневой) интеграции в межгосударственную, возникновение межгосу дарственных экономических объединений в значительной степени зависит и от воздействия факторов чисто политического характера. Так, развитие межгосударственной интеграции именно в Западной Европе, где интерна циональное переплетение капиталов менее интенсивно, чем, например, между США и Канадой или США и самой Западной Европой, во многом обусловлено особенностями политического развития этого региона в по слевоенную эпоху (в частности, стремление коллективно противостоять американскому нажиму, существование в течение четырех десятилетий "социалистического лагеря" в Европе в условиях "холодной войны" и т. д.). Если даже в индустриально развитых странах взаимосвязь между интен сивностью процессов интеграции на межфирменном и межстрановом уровне не носит характера прямолинейной зависимости, то на периферии мирового хозяйства соотношение этих процессов принимает еще более усложненные формы. Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах и субрегионах развивающегося мира в целом невысок, пробле ма заключается в возможности целенаправленного создания условий для интенсификации этих отношений. Отсюда вытекают и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что де лает закономерным осуществление формальной интеграции (создание определенных экономических группировок и их политико-правовых ин ститутов) еще до адекватного развития реальной интеграции в отличие от индустриально развитых стран, где оформление региональных институтов происходило и происходит уже на базе значительно интегрированных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz