Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.

20 Как в ЕС, так и в СНГ реализуется модель "разноскоростной" инте­ грации, предусматривающая в рамках одной региональной интеграцион­ ной группировки применение разными странами-членами различных форм интеграции. В ЕС практически реализуется концепция "интеграции кон­ центрических кругов" (вокруг ядра - "зоны евровалютного союза"). В СНГ получила распространение модель многоуровневой интеграции: Союз Рос­ сии и Белоруссии, формирующих Союзное государство; Евразийское эко­ номическое сообщество; ГУАМ; Среднеазиатское экономическое сообще­ ство; Каспийская четверка. Наконец, развиваются нетрадиционные интеграционные схемы и с точки зрения различных институциональных механизмов интеграции. Среди них выделяются, прежде всего, западная (основана на жесткой институцио­ нальной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сро­ ки всеми странами-участницами) и азиатская, предоставляющая свободу маневра для каждой страны-партнера, о чем подробнее речь пойдет ниже. Интеграцию нельзя считать чисто стихийным процессом, поскольку взаимное приспособление национальных экономик в современном миро­ вом хозяйстве немыслимо без той или иной степени государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу. Более того, роль государ­ ства в формировании интеграционных объединений весьма значительна и часто доминирует. Именно государства проводят политику интеграции, разрабатывают и подписывают межгосударственные соглашения об обра­ зовании региональной интеграционной группы или о присоединении к уже существующей, определяют основные направления, механизмы и право­ вую базу интеграции. В свою очередь, государственные институты испытывают влияние частных институтов, которые выражают интересы отдельных социальных групп. Выявляя роль частных институтов в интеграции, следует сказать, что они оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие на формиро­ вание интеграционных объединений. Прямое влияние осуществляется че­ рез политические партии, средства массовой информации, общественные организации и неформальные объединения, являющиеся организованными выразителями специфических интересов. Опосредованное влияние реали­ зуется через социализацию, фильтрацию мнений, формирование представ­ лений о ценности интеграционного объединения. Известно, что вступление

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz