Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
215 В настоящее время активно ведется работа по рационализации и гармонизации этих механизмов в соответствии с современными реа лиями, Помимо вышеописанных механизмов, совместно принимаемых политических решений и самостоятельных действий должностных лиц, ОБСЕ предоставляет в распоряжение государств-участников систему мирного урегулирования споров. Система мирного урегулирования спо ров в рамках ОБСЕ, как это было определено в ходе ряда заседаний Совета СБСЕ в 1991-92 гг., состоит из четырех элементов: Механизм СБСЕ по урегулированию споров; Конвенция по примирению и арбит ражу в рамках СБСЕ; Комиссия СБСЕ по примирению; Положения о дирек тивном примирении. Важным элементом системы является достигнутые в ходе Хельсинк ской встречи (9-10 июля 1992 г.) договоренности. Согласно принятому ре шению, на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций использу ется Механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае отсутствия пози тивных результатов и разрастания конфликта Советом СБСЕ или Комите том старших должностных лиц на основе консенсуса может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. При этом на про ведение операции необходимо согласие непосредственно заинтересован ных сторон. Существует два уровня операций: военные наблюдатели; силы по поддержанию мира. Операции проводятся как при возникновении кон фликтов между государствами, так и внутри государств. Задачами опера ций являются контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, содействие сохранению законности и порядка, оказание гуманитар ной помощи и т. п. Принудительные действия в ходе операций не преду сматриваются. Операции осуществляются с должным учетом роли ООН. СБСЕ может пользоваться ресурсами существующих организаций (ЕС, НАТО, ЗЕС и т. д.). В заключение хочется отметить, что развитие обстановки в сфере безопасности в начале XXI века несет с собой новые вызовы и угрозы для всех государств. ОБСЕ способна отвечать на эти вызовы и угрозы на осно ве принципов всеобъемлющей, равной и неделимой безопасности, осно ванной на сотрудничестве. Полная реализация потенциала ОБСЕ в области безопасности, экономическом и экологическом, а также гуманитарном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz