Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
214 Несомненным успехом ОБСЕ в Закавказье являлось создание Мин ской контактной группы по Нагорному Карабаху (1992) для урегулирова ния вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Группа, куда вошли представители Великобритании, Германии, Российской Феде рации, США и Франции, занималась разрешением карабахского конфлик та, а ее наблюдатели следили за соблюдением перемирия между конфлик тующими сторонами. В 1993 Минская группа предложила план урегулирования территориальных споров Баку и Еревана ("Уточненный график"), но эти положения не были приняты ни Арменией, ни Азербайджаном. В конце концов, в 1994 обе стороны, при посредничестве России, договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня, действующее по настоящее время. Разработкой и продвижением мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном занимается Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) ОБСЕ, но, на данный момент, ее усилия так и не увенчались успе хом. Следует отметить, что в данном случае ОБСЕ пыталась непосредст венно участвовать в урегулировании конфликта, но была во многом оттес нена великими державами - сопредседателями Минской группы. В действительности, США, Россия и Франция, а не ОБСЕ заставили Арме нию и Азербайджан приостановить военные действия. В распоряжении ОБСЕ имеются две взаимодополняющие формы дея тельности: принятие совместных политических решений по правилу кон сенсуса и прямые действия с использованием согласованных механизмов, задействуемых ограниченным числом государств-участников. Сущест вующие в настоящее время механизмы, облегчающие быстрое установле ние прямых контактов между сторонами в конфликте и способствующие мобилизации согласованных усилий ОБСЕ, применяются в отношении: событий в военной области ("Венский механизм по необычной военной деятельности"); человеческого измерения ("Московский механизм"); чрез вычайных ситуаций ("Берлинский механизм"). Все вышеперечисленные механизмы предусматривают поэтапный подход. На начальном этапе осу ществляется выяснение ситуации путем консультации между непосредст венно заинтересованными сторонами. Далее созываются встречи в рамках ОБСЕ в целом с возможным использованием процедур установления фактов. Для задействования этих механизмов достаточно инициативы ограничен ного числа государств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz