Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.

211 Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существен­ ным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной европейской международной правительст­ венной организацией. Эта организация практически неотделима от "клю­ чевой связки" НАТО - ЕС, она нередко используется отдельными страна­ ми-участницами для косвенного "озвучивания" своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х - начале 1990-х Михаил Горбачев и Франсуа Миттеран пытались противопоставить ОБСЕ НАТО. В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организа­ ционных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Шта­ тов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Бапладюр пред­ ложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась "продви­ гать" ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопас­ ности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале XXI века Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности. Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского про­ цесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реали­ зации которых были созданы новые институты. При этом разрешение эт­ нополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992) Совета министров ино­ странных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миро­ творческих миссий. В основном миссии Организации преследуют две

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz