Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
211 Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существен ным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной европейской международной правительст венной организацией. Эта организация практически неотделима от "клю чевой связки" НАТО - ЕС, она нередко используется отдельными страна ми-участницами для косвенного "озвучивания" своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х - начале 1990-х Михаил Горбачев и Франсуа Миттеран пытались противопоставить ОБСЕ НАТО. В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организа ционных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Шта тов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Бапладюр пред ложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась "продви гать" ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопас ности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале XXI века Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности. Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского про цесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реали зации которых были созданы новые институты. При этом разрешение эт нополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992) Совета министров ино странных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миро творческих миссий. В основном миссии Организации преследуют две
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz