Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
186 занные выше негативные факторы, которые воздействуют на двусторонние отношения, сохраняют свою важность. Более того, необходимо признать, что и у НАТО, и у России восприятие вызовов угроз остается в целом в значительной степени подверженным стереотипам холодной войны. Подтверждением тому явилась давно ожидавшаяся новая Стратегическая концепция (СК) НАТО, увидевшая свет в ноябре 2010 г. на Лиссабонском саммите альянса1. Западным экспертным сообществом не была снята озабоченность в отношении политической стабильности как внутри России, так и последова тельности курса на развитие сотрудничества с НАТО в российской внешней политике. Об этом, в частности, свидетельствуют положения столь важного документа, специально предназначенного для проработки основных направле ний СК, каким является доклад так называемой группы мудрецов под руково дством М. Олбрайт - "НАТО 2020". В нем подчеркивается, что "поскольку будущую политику России в отношении НАТО по-прежнему трудно предугадать, то союзники, имея целью установление отношений сотрудниче ства, должны одновременно обезопасить себя от возможности того, что Россия может решить начать проводить более враждебную политику"2. Наиболее надежной гарантией безопасности в понимании многих политиков в современном мире по-прежнему остается ядерное оружие. Похоже, именно подобные соображения лежали в основе сохранения роли и места ядерного оружия в новой Стратегической концепции НАТО3. Позиция России должна быть самостоятельной, самобытной. С одной стороны, мы не можем игнорировать НАТО как таковую, не можем ска зать, что НАТО не существует. Мы должны определить, как нам себя вести по отношению к НАТО. Это поведение должно быть политкорректным, в любом случае надо найти линию общения с НАТО. С другой стороны, у Рос сии есть мощный потенциал, определенный геополитический статус, поэтому она должна играть свою игру и на Западе, и на Востоке, и на Юге4. 1Россия-НАТО после Лиссабона/ / Междунар. жизнь. 2011. № 1. С. 37. 2NATO 2020: Assured Security.2010. Dynamic Engagement Analysis and Recommen dations o f the Group o f Experts on a New Strategic Concept for NATO. 17 May. - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/en/natolivr/official_texts_63654.htm Дата обращения: 15 ма|эта 2012 г. 3 Симонов А. Новая стратегическая концепция НАТО // Зарубежное военное обо зрение. 20П . № 1. С. 5. 4 Калинина Н. И. Сотрудничество России и НАТО : проблемы и перспективы И Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 11. С. 74.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz