Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.
182 достерегал их по поводу приема стран ЦВЕ в НАТО. В чем же была при чина такой резкой смены позиции президента России? Это было связанно с ситуацией в самой стране. В этот период Б. Ельцин начинал борьбу с парламентом, и ему нужна была широкая поддержка. В ноябре 1993 г. состоялось заседание Совета по внешней политике России при МИД. Министр иностранных дел А. Козырев выразил негатив ное отношение к расширению НАТО без учета мнения России, но в каче стве альтернативы назвал программу НАТО "Партнерство ради мира". В июле 1994 г. Россия присоединилась к программе "Партнерство ра ди мира" (ПРМ). Это шаг, по мнению российского МИДа, был очень важен для дальнейшего диалога с Западом. В течение первой половины 1994 г. к ПРМ присоединилось свыше двух десятков государств. "Партнерство ради мира" было воспринято частью российской политической элиты как отказ от расширения альянса, или хотя бы как возможность затормозить его реали зацию, а не как один из этапов расширения. При этом оставался ряд вопро сов, таких, как соотнесение ПРМ с курсом возможного расширения НАТО на Восток, учет российских интересов при возможном расширении. В декабре 1994 г. министры иностранных дел Североатлантического союза утвердили проведение в рамках НАТО исследования с целью изуче ния вопроса о путях расширения альянса. И в сентябре 1995 г. "Исследова ние о расширении НАТО" было опубликовано, в нем излагались ответы на вопросы: "почему" и "как" Североатлантический союз будет принимать в свои ряды новых членов. В исследовании также отмечалось, что ни одна страна, не входящая в Североатлантический союз, не имеет права вето или "права надзора" за процессом расширения или связанными с ним реше ниями. Это, конечно, в первую очередь касалось России. По сути, речь шла о включении в НАТО (и, следовательно, в сферу влияния США) бывших союзников СССР и даже республик, входивших в его состав. В 1996 г. министром иностранных дел России становится Е. М. При маков. Основной его тезис в вопросе расширения НАТО заключался в том, что расширение означало возрастание военной угрозы для России. При Примакове была сформулирована так называемая концепция "красной линии", смысл которой заключался в том, что расширение НАТО не долж но было выходить за рамки "красной линии", совпадающей с границами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz